Даже отчаянные фанаты эпической серии книг Фрэнка Герберта признают, что первая книга - лучшая во всей серии, а все последующие похожи на хвост кометы. Нет, безусловно, нельзя сказать, что из всей книжной вселенной Дюны хороша только первая история, а остальные откровенный мусор. Это не так. Но все же они заметно проигрывают дебютному роману.
Но разговор не о книгах, а о том, что Дени Вильневу стоило остановиться на экранизации романа "Дюна", как это делали два его предшественника и как почти не сделал третий (я имею в виду Ходоровского, очевидно). Превращать в киновселенную вроде "Звездных войн" или "Стар Трека" произведения Герберта - идея сомнительная и вот почему.
1.Да, первый роман хорош сам по себе. В общем то он и не требовал продолжения. И не будь последующих книг, он все равно стал бы легендой, поскольку концентрированно содержал в себе декорации целой огромной вселенной далекого будущего, не требующие детализации. Если откинуть все яркие составляющие этой вселенной, то в основе довольно простая история о феодальной междоусобице, становлении лидера из уцелевшего наследника и мести. Так вот, именно это и является двигателем голливудской истории - простой сюжет и яркий визуал. А если это еще и совершенно уникальные в своей непохожести на аналоги детали Вселенной, то успех гарантирован. Тут арка героя довольно предсказуема, а финал ожидаем. И после гибели барона, унижения императора и возвышения дома Атрейдесов (условно, конечно, учитывая предстоящий джихад), и читатель и зритель удовлетворены. И не так уж жаждут того, что будет дальше, понимая что в какой-то мере продолжение обесценит события яркой изначальной истории.
2.Но что же ждет зрителя потом? По сути то же, что и читателя. Замешанная на глубочайшей философии история Золотого пути человечества, опирающегося на миллиарды жертв, где относительно действенным событием будет покушение на Муад`Диба. Кормежка принцессой Ирулан Шани противозачаточными таблетками вряд ли тянет на жестокую неосредневековую бойню первой истории. А после тысячи лет правления бога-императора Лето II в те времена, когда от героев оригинальной "Дюны" не осталось и пыли. Мы следим за тем, как Арракис стал оазисом, а затем снова пустыней - тот еще экшн. Наблюдаем новых врагов и совершенно забываем то, что было в начале. Все таки многотысячелетняя история человека-червя, ставшего императором (ну или наоборот) - не совсем то, что ждешь от эпических историй, где события и герои связаны тесно и наследуют друг от друга действия и лица. Иными словами, после яркой бойни и интриг нас ждет долгая и заунывная игра на балисете, пропитанная философией и политологией. Из оперы мюзикл не сделать,а "Дюна" - именно опера.
3.Ни в одной из последующих книг нет столь же ярких героев, как в первой. И тем более - антагонистов. Да, там есть совершенно кошмарные и мерзкие обитатели Тлейлаксу, лицевые танцоры, достопочтимые матроны и прочая нечисть, но никто из них и рядом не стоял с бароном и его племянниками. Возможно в своих фантазиях Вильнев уйдет далеко от первоисточника и явит нам не имеющихся в книгах персонажей (или воскресит старых, что впрочем на него не похоже), но это если и спасет фильм, то совершенно загубит историю.
Итак, второй фильм завершает первую книгу. Тут не обошлось без вольностей и разночтений. Равно как и Линч, создавший собственную совершенно отличную от книги концовку, Вильнев в корне меняет все. И эта спешка означает дислокацию конфликта между Атрейдесом и Домами. Слишком раннюю и слишком скатывающуюся в неправдоподобность. Вспомним некую деталь вселенной Дюны - Дома не могли вести войны напрямую, поскольку переброска кораблей от системы к системе полностью зависела от Гильдии Навигаторов.
Вопрос. Каким таким чудом за пару часов Муад`Диб вдруг начал контролировать Гильдию, чтобы начать свой джихад? Без гильдии он и его войско - кучка бунтовщиков, привязанных к своей планете.
И еще вопрос. Дома были настолько могущественны, что их боялся сам падишах-император. И только личная гвардия - сардаукары позволяла ему удерживать трон. Чем войско Муад`Диба собиралось атаковать Дома? Угнанным кораблем императора без поддержки Гильдии? Все же там космос, а не пустыня и полезность навыков фрименов близка к нулю.
Таким вот образом, становится понятно, что с каждой экранной минутой киновселенная будет все больше отдаляться от первоисточника и мир Дюны будет становиться все менее продуманным и логичным в угоду зрелищности и доходам с проката.
Что следовало сделать Вильневу для сохранения вселенной и интереса к ней? Ограничиться первой историей, очевидно, возможно продлив ее на небольшой флешфорвард с появившейся Алией и рассказом о последовавших событиях. И, конечно, рассказать историю Батлерианского Джихада, если хочется снять еще один зрелищный фильм о Дюне. Не более того.