Найти тему

Микалюс Чюрлёнис

Ох уж этот символизм. Сложно описать свои эмоции, когда вижу произведения символистов. Что написано хорошо, безусловно имеет право на жизнь. Даже если у зрителя, а я в данном случае имею ввиду себя, слегка подергивается глаз. Поэтому выбирая произведения для сегодняшней статьи, я постаралась минимизировать активно символичные и абстрактные произведения. Простите. Может, повлияла вчерашняя магнитная буря.

Оставим их на следующий раз, когда будет соответствующий настрой поразбираться с чем-то этаким необычным.

Соната моря. М.Чюрленис
Соната моря. М.Чюрленис

Микалюс Чюрленис, собственно, возник не просто так, а в ответ на сравнение одного из литовских художников с ним. Ну не знаю.... Сама иногда провожу весьма хитрые параллели между разными художниками. Ведь ассоциативный ряд у каждого свой. Играет особенную роль наше настроение, воспоминания. Словом, что-то цепляющее душу. Почему тогда два художника, с виду разных, не могут вызвать одно и тоже чувство или поднять из глубины памяти определенное событие? Вот и получается, что нечто определенное в нашем сознании объединяет разных художников.

День. М.Чюрленис
День. М.Чюрленис

День

Есть в ней определенная атмосфера. Вообще, мне нравится некое свечение в этой картине. И декорация, которую художник тщательно выстраивает.

Свечение картине обеспечивает цветная основа бумаги и тонкий живописный слой с пропусками. Композиционно все объекты отодвинуты вглубь картины, чтобы мы могли любоваться ими несколько издалека. Такая композиция освобождает пространство на переднем плане картины и взгляд скользит постепенно поднимаясь вверх и разом охватывая весь пейзаж.

Весь фокус состоит в том, что мы видим достаточно большие обобщенные формы, без деталей. Но за счет переливов цвета художник создает нужную детализацию, предлагая нам пофантазировать на предмет, что же это такое. Трава? Может мох? Песок? Дорога? Облако? Деревья или кусты?

Странные формы облака (или не облака?) и ряд странных похожих на лапу гигантского животного деревьев (или ???) являются теми действующими лицами, которые определяют общую атмосферу произведения.

Лес.М.Чюрленис
Лес.М.Чюрленис

Лес

Контражур фантастичен. Всегда. Он делает края предметов прозрачными, заливая контур светом. Любопытен строй деревьев с коронами на вершинах. Видите? Похожи на фантастических животных.

Интересна и композиция. Плотный строй деревьев-животных со сверкающими глазами слева. Ровный ряд по росту разбивает высокое дерево.

Вызывает восторг небо, переливающееся разными цветами, словно купол.

Лодка. М.Чюрленис
Лодка. М.Чюрленис

Лодка

Похожа круассан. Такая же аппетитная. С другой стороны, в ней присутствует нечто божественное. Композиция как интересно разделена на два мира. Человеческое, реальное и божественное. Я так вижу. Нечто высшее из другого мира отражается в реальности. Метафизическая работа. Лодчонка в безбрежном океане. Человеческая фигурка в ней одинокая. И наблюдающий за течением жизни сверху.

Если обобщить, странным образом все произведения носят оттенок метафизики, контакта с чем-то высшим. Они рассказывают о глубоком внутреннем контакте с природой и космосом, умении слышать в ней музыку.