Найти в Дзене
Анатолий Кочетов LIVE

Цхалтубо – грузинский Баден-Баден сейчас в руинах?

Где-то в промежутке между 1981 и 1983 годами в феврале месяце мы с мамой ездили отдыхать в санаторий в город Цхалтубо. Тогда реально в Цхалтубо ходил прямой поезд с Москвы. Мне тогда лет 11-12 было. Это было моё первое и пока единственное посещение Грузии. Кажется, отдыхали в санатории «Гелати», но это не точно. В Цхалтубо есть источник с радоновыми водами, возле него когда-то еще при Сталине сделали водолечебницу. Садились в ванну прямо в воду комнатной температуры. Не уверен, что мне это чем-то помогло, но зато посещение самого Цхалтубо – это было чем-то вроде культурного шока, немного расширившего и изменившего горизонты моих познаний. Во-первых, в феврале попасть из заснеженной России в город, утыканный вечнозелеными пальмами, где температура воздуха +20 градусов – это реально было чем-то сказочным и необычным. До этого мне казалось, что такого просто не может быть. Во-вторых, врезался в память этот ухоженный парк с фонтанами, пальмами, скамейками, павильонами, торговавшими грецким

Где-то в промежутке между 1981 и 1983 годами в феврале месяце мы с мамой ездили отдыхать в санаторий в город Цхалтубо. Тогда реально в Цхалтубо ходил прямой поезд с Москвы. Мне тогда лет 11-12 было. Это было моё первое и пока единственное посещение Грузии. Кажется, отдыхали в санатории «Гелати», но это не точно.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

В Цхалтубо есть источник с радоновыми водами, возле него когда-то еще при Сталине сделали водолечебницу. Садились в ванну прямо в воду комнатной температуры. Не уверен, что мне это чем-то помогло, но зато посещение самого Цхалтубо – это было чем-то вроде культурного шока, немного расширившего и изменившего горизонты моих познаний.

Во-первых, в феврале попасть из заснеженной России в город, утыканный вечнозелеными пальмами, где температура воздуха +20 градусов – это реально было чем-то сказочным и необычным. До этого мне казалось, что такого просто не может быть.

Во-вторых, врезался в память этот ухоженный парк с фонтанами, пальмами, скамейками, павильонами, торговавшими грецким орехами, мандаринами, яблоками, футболками с ликом Михаила Боярского и Ирины Алферовой, пластиковыми красивыми сумками, которые я в своей серой обыденности. Это было что-то вроде парадной витрины достижений развитого социализма.

Водолечебница находилась где-то внизу, к ней возили на автобусе. Автобус катил по асфальтированной дорожке. С одной стороны стояли фантастически монументальные санатории – сталинские дворцы с огромными колоннадами, портиками, фасадной лепниной. Причем, ни один санаторий не был похож на другой. С другой стороны, был этот изящный парк из пальм и других причудливых растений.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Эпизод прохода Прокуратора по колоннаде в плаще с красным подбоем из булгаковского «Мастера и Маргариты» мне всегда представлялся именно в каком-то из этих санаториев. Город стоял на горе, лестниц и ступенек там было огромное количество, но тогда они меня особо не волновали – ноги мои были крепки, с мамой за руку я тогда все преодолевал быстро.

Особенно очень запомнилось доброжелательное отношение грузин к отдыхающим. Столько душевного тепла я не ощущал нигде.

Эта благостная картинка у меня отпечаталась на всю жизнь.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Периодически у меня мелькала мысль: интересно, а как Цхалтубо развивается сейчас? Кто там теперь отдыхает? Грузины? Иностранцы? Или русские туда до сих пор приезжают?

Но эту мысль я особо не развивал. Мне очень хотелось думать, что там все хорошо, как прежде.

И вот недавно я наткнулся на Ютубе на ролик одного молодого человека, специализирующегося на съемках забытых, заброшенных мест.

Когда я увидел заброшенные санатории в тропических джунглях, первая мысль у меня была, что это Абхазия. Вроде бы все логично, учитывая, что в 90-х годах там было жуткое кровопролитие.

Но когда мне сказали, что это Цхалтубо, стало жутковато. Мне показали разграбленными и разоренными те места, где я когда-то был счастлив и видел их расцвет. То, что у меня всегда ассоциировалось с эстетикой, фантастической роскошью и красотой.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Увидеть разрушенные корпуса санаториев в зарослях субтропических джунглей было как-то дико.

Как оказалось, с развалом Советского Союза ведомственные санаторий министерств СССР никому стали не нужны. Финансирование содержание города-курорта в 15 километрах от Кутаиси оказалось небольшому государству Грузии не по карману. Сразу же все стало ветшать и разворовываться, люди стали покидать депрессивный город. Сами санатории сразу после развала СССР стали заселяться беженцами из Абхазии. Помните Грузино-Абхазский конфликт, который случился три десятка лет назад?

Естественно, номера гостиничного типа особо для длительного проживания на предназначены. Но куда деваться? В холодные номера встраивались буржуйки, как-то все переделывалось, подгонялось. Люди жили, выдвигали властям требование о переселении их в нормальное жилье. Как-то тридцать лет мало-помалу этот вопрос решался.

Сейчас в заброшенном городе осталось лишь с десяток с другой семей. Все инженерные сети там разрушены, дышат на ладан и со стороны всё смотрится, как покинутые огромные дворцы, в которых еще остались элементы былой роскоши, типа многоярусных хрустальных люстр. Всё что возводилось с любовью и размахом огромной страной в конце сороковых – начале пятидесятых годов прошлого столетия, теперь оказалось никому не нужно.

Так ролик на Ютубе разрушил, сидевшую внутри меня легенду о грузинском Баден-Бадене, в котором мне когда-то было так здорово с мамой. Единственное, что успокаивает – все-таки не все водолечебницы разрушены, что-то там еще работает, а значит есть надежда на возрождение былого могущества и красоты.