24 апреля 1533 года в германском Дилленбурге у графа Нассау родился сын, названный Вильгельмом. Изначально ему «светила» карьера обычного германского князька, но судьба рассудила иначе, сделав его сначала принцем, а затем революционером. Революционером, впрочем, не в понятиях XX века, но всё-таки.
Его жизнь полна неожиданных поворотов. Родился лютеранином, большую часть жизни прожил католиком, умер кальвинистом. Первая жена была католичкой, вторая лютеранкой, третья гугеноткой. Или так: начал как приближенный испанских владык Нидерландов, продолжил оппозиционером, закончил низвергателем власти Габсбургов.
Как не пробежаться по биографии Вильгельма Молчаливого? Особенно в его день рождения.
Род Нассау одновременно занимал земли в Германии и в Нидерландах. Из-за пресечения то одной линии наследования, то другой представители рода перемещались между этими феодами.
Так вот и вышло, что в 1544 году юный Вильгельм Нассау отправился принимать наследство в Нидерланды – там погиб бездетный двоюродный брат Вильгельма. Но Нидерланды – это вам не Германия. Наследник должен принять католицизм.
Прошло четыре года воспитания в новой религии, и вот в 1548 году 15-летний принц предстает перед наследником испанской короны Филиппом (будущий король Филипп II) и герцогом Альбой. Разумеется, эти двое тогда и подумать не могли, что видят своего будущего главного врага.
С этого времени начинается период службы Вильгельма королю Испании. Сначала им был Карл I (он же император Карл V), затем Филипп II. В Нидерландах королей представляли наместники. При наместниках имелось свое правительство. Параллельно существовали Генеральные штаты, собираемые из представителей нидерландских провинций.
Конфликт между провинциями и наместниками (королями) развивался по двум направлениям. Первое: национальное. Генеральные штаты или местная оппозиция вообще желали иметь больше влияния на государственные решения. И, соответственно, уменьшить влияние присланных из Испании грандов.
Второе направление: религиозное. В Нидерландах пустила глубокие корни «ересь». Точнее даже ереси: лютеранская и кальвинистская. Испания же твердо придерживалась католицизма. И жестко подавляла ереси.
Вот в таких условиях и начал свою политическую деятельность юный принц Оранский.
Карьера Вильгельма развивалась неплохо. Да и с чего ей быть неудачной? Один из богатейших и знатнейших представителей местной элиты. Наместники таких обхаживали, чтобы вместе с ними склонить на свою сторону последователей.
К 1555 году Вильгельм уже в Государственном совете при наместнике, кавалер Золотого Руна. Успел повоевать против Франции. Надо напомнить, что в те годы Империя и Испания вели войны против королевства Франция.
В 1559 году в Като-Камбрези по поручению короля Филиппа II Вильгельм Оранский (вместе с герцогом Альба!) подписывает мирный договор с французами. Оранский в качестве представителя Филиппа II присутствовал в Париже, когда король Генрих II на турнире получил смертельное ранение.
Казалось бы, такой взлет карьеры! Какое будущее! Но именно с 1559 года Вильгельм Оранский переходит в оппозицию его величеству. А дело было в религии.
Филипп II решил назначить в Нидерланды 15 новых епископов. Это означало преследования «еретиков» - раз. И перераспределение доходов церкви – два.
Тут зашевелились Генеральные штаты. Ведь прежние церковные деятели были их депутатами. Религиозная оппозиция соединилась с национальной. И во главе сей оппозиции встал самый титулованный и богатый аристократ – Вильгельм Оранский.
Конфликт, пока еще мирный, постепенно набирал обороты. Чем дальше, тем меньше он походил на мирный. Оранский при помощи своей дилленбургской родни начинает вербовать наемников. Испанцы тоже усиливают военное присутствие в Нидерландах. Наконец, в 1567 году с особыми полномочиями в Нидерланды едет герцог Альба.
Принц Оранский сразу понял, чего следует ожидать. И недолго думая сбежал в Дилленбург. Его соратники не последовали мудрому примеру и поплатились головами – Альба установил жесткий режим репрессий.
До 1572 года Вильгельм вел борьбу издалека. То он нанимал армию немецких наемников, то делал ставку на французских гугенотов (в 1573 году он официально принял кальвинизм). Но раз за разом терпел поражение. Армии наемников проигрывали бои испанской пехоте, гугенотов вырезали в Париже в Варфоломеевскую ночь.
Перелом в войне пришел не извне, а изнутри. Жители Нидерландов начали войну против испанцев и даже имели некоторый успех. Но им нужен был лидер. И таким лидером мог стать опять же лишь Вильгельм Оранский. В 1572 году он вернулся в освобожденную часть страны и возглавил движение.
Дальнейшие события сильно запутаны для краткого изложения. Война в Нидерландах получила наименование Восьмидесятилетней. Так что событий в ней было – ой-ой-ой, сколько.
Проблем тоже хватало, поскольку различные провинции имели различные цели. А Вильгельм стремился объединить страну. Несмотря на политические и религиозные разногласия.
Для объединения он выбрал французский путь. То есть предложил возглавить страну брата французского короля герцога Анжуйского. Правильный это был выбор или нет, а только проблем от него, кажется, было больше, чем пользы. Но Вильгельм шел до конца. На крайний случай, он готов был смириться с присоединением Нидерландов к Франции.
Испанцы боролись с противником всеми методами, чистыми и грязными. Несколько раз они подсылали к принцу убийц. В результате последнего покушения 10 июля 1584 года он и погиб.