Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей

С каждым годом бренд «Сделано в Москве» укрепляет позиции на рынке, демонстрируя рост спроса горожан на столичную продукцию. Инициатива, начавшаяся как способ поддержки местных производителей, превратилась в драйвер экономического развития и культурного обмена

Поддержка локальных брендов – общемировой тренд, особенно такие инициативы развиты в США. К примеру, на Гавайях работает бесплатная платформа для продвижения продукции местных предприятий Made in Hawaii. В Европе более масштабный подход – там существуют некоммерческие организации, которые поддерживают местных производителей. Это, например, Made in Italy, Made in Britain или Buy Czeh.

Своя продукция

Популярность бренда «Сделано в Москве» растет. С начала 2024-го к программе присоединилось больше 480 предпринимателей. В середине апреля мэр столицы Сергей Собянин заявил, что проект помог бизнесменам дополнительно заработать за I квартал года более 78 млн руб. «Сайт проекта привлек свыше 630 000 уникальных посетителей», – написал в своем блоге Собянин.

Проект «Сделано в Москве» начал работать 1 сентября 2022 г. Его цель – повысить узнаваемость продукции столичных предпринимателей. Он реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Сейчас в проекте участвуют больше 5500 столичных предпринимателей. В их числе – знаковые предприятия, такие как «Москвич» и комбинат «Добрынинский».

В феврале этого года в Москве, на Раменском бульваре, впервые открылся магазин проекта «Сделано в Москве», где представлено около 100 категорий товаров от 30 столичных производителей. На витринах и полках можно найти декор для дома, одежду и аксессуары, игрушки и сувениры. Например, селективные ароматы для авто и помещений от столичной предпринимательницы Натальи Мухиной или футболки с авторскими принтами от Семена Попова. В столичной мэрии отмечают, что до конца года в Москве будет открыто еще несколько подобных магазинов.

Как работает проект

Проект «Сделано в Москве» предусматривает офлайн- и онлайн-инструменты продвижения для предпринимателей, которые производят свои продукты в столице. В рамках онлайн-поддержки уделяется внимание созданию и продвижению цифрового присутствия брендов на специализированном портале – сделановмоскве.рф. Статистика посещений платформы и количество участвующих брендов свидетельствуют о высоком интересе к проекту и оживленной бизнес-активности. Например, за прошлый год площадку посетило больше 2 млн уникальных покупателей.

Бизнесменам предоставляются услуги по созданию качественного контента для продвижения, проект предусматривает организацию профессиональных фото- и видеосъемок. Также им оказывается медиаподдержка – упоминание в СМИ и соцсетях, а также помощь в промо на крупнейших маркетплейсах. Например, брендированные витрины «Сделано в Москве» появились на Ozon и «Мегамаркете».

Офлайн-инструменты включают в себя: участие в отраслевых выставках, фестивалях и городских маркетах, а также продажу товаров на полках офлайн-магазинов проекта. Это дает возможность предпринимателям напрямую взаимодействовать с потребителями. Расширение рекламных возможностей достигается за счет доступа к наружной рекламе.

Как считают экономисты, бренд «Сделано в Москве» – это ответ не только на санкции, но и на вызовы постоянно развивающегося глобального рынка, где локальные производители сталкиваются с жесткой конкуренцией. При этом проект не только служит инструментом маркетинга, но и способствует укреплению экономической устойчивости города путем поддержки предприятий и создания рабочих мест. «Политика обеспечения приоритета собственного производства присуща высокоразвитым странам. Это общее направление, которое усиливает суверенитет. Немцы достаточно трепетно относятся к продуктам своего производства. В Америке аналогичная ситуация», – рассказывает «Ведомости. Городу» доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Твердохлеб.

По его мнению, проект создает условия для ускоренного развития производителей и в то же время повышает их ответственность. «Я могу сказать, что формирование бренда «Сделано в Москве» будет дополнительным мотивом для повышения качества, поскольку это предполагает и качественные параметры», – отмечает Твердохлеб.

Создание бренда «Сделано в Москве» – показатель зрелости российской экономики, также утверждают эксперты. Главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев в беседе с «Ведомости. Городом» выразил мнение, что в современной рыночной системе невозможно реализовать продукцию без грамотного маркетинга и рекламы.

«Без информационного сопровождения производство может не иметь смысла», – полагает он. По словам Беляева, Москва, как крупный промышленный и логистический центр, должна поддерживать продукцию, производимую предприятиями, на постоянной основе.

Истории успеха

Одним из важных пунктов проекта «Сделано в Москве» стала поддержка столичных предпринимателей путем представления их продукции на различных площадках. С продуктами московских производителей, например, смогли познакомиться участники Всемирного фестиваля молодежи, проходившего в Сочи.

В пространстве Москвы на выставке-форуме «Россия» прошли модные показы одежды, которая была сшита под лейблом «Сделано в Москве». Среди участников были такие бренды, как LO, Alexandra Talalay, Malaeva. Там же, в павильоне № 33 на территории площадью 200 кв. м, был открыт флагманский маркет проекта.

В августе прошлого года прошел первый в России фестиваль товаров «Сделано в Москве». Одним из участников был проект Яны Королевой «Мойплан», который производит планеры, ежедневники и блокноты. Для нее помощь в рамках программы стала возможностью построить успешный бизнес. «Я убеждена, что если следовать своим увлечениям и делать то, что любишь, то тебя ждет успех. Моя страсть к графическому дизайну и тайм-менеджменту привела меня к созданию собственных ежедневников «Мойплан». Они очень популярны на маркетплейсах», – говорила она.

Автор проекта «ЛисАрт» Светлана Карпушина тоже благодаря «Сделано в Москве» воплотила в жизнь свою мечту. «Благодаря участию в мероприятиях программы «Сделано в Москве» я увидела потенциал в сфере моды и решилась на создание бренда, под которым делаю одежду и аксессуары ручной работы из натуральных материалов», – поделилась предприниматель.

Почти за два года существования бренда предприниматели смогли не только представить свои товары на десятках площадок в городе, но и выйти со своей продукцией на международный уровень. Московский экспортный центр (МЭЦ) помог товарам Made in Moscow появиться на международных выставках. Московские бренды получили новых клиентов. На рынок Казахстана вышли участники Kihe 2022 – в их числе поставщики медикаментов и производители медицинского оборудования. Производитель средств для ухода за полостью рта после участия в выставке Beauty Istanbul (Турция) заключил контракт на поставку продукции в Узбекистан и Саудовскую Аравию. Участник стенда МЭЦ на индийском кинорынке Indian Film Bazaar на Гоа подписал прокатное соглашение с местной компанией.