В редакцию av.by со своей болью обратился читатель. В конце прошлого года он активно искал для себя авто. При выборе «железного коня» попросил помощи у компании, оказывающей услуги подбора автомобилей. Спустя некоторое время после покупки машины, приобретённой по совету профессионального автоподборщика, в ней одна за другой стали обнаруживаться серьёзные технические неполадки. А недавно владельцу пришлось «отстегнуть» почти 7 000 рублей на капитальный ремонт двигателя.
Мог ли подборщик во время осмотра авто заметить нестабильную работу мотора, предусмотреть поломку и предупредить об этом покупателя? Имеет ли право заказчик в случае выявления технических неисправностей в автомобиле предъявлять претензии подборщику? И есть ли у покупателя какие-либо гарантии при приобретении подержанного авто? Попробуем разобраться в этой неоднозначной ситуации.
Полгода назад брестчанин Артур решил попробовать хлеб городского таксиста и принялся искать для этой цели надёжное авто. Посматривал на популярные в сфере таких перевозок Volkswagen Polo, но ввиду ограниченности бюджета остановил свой выбор на Opel Astra K. Всё-таки заводское ГБО — большой плюс для работы в такси, да и соотношение цена — качество оптимальное.
Мужчина вроде и сам неплохо разбирается в автомобилях: имеет большой опыт вождения, некоторое время работал водителем. Тем не менее во время поиска нового авто он решил обратиться за помощью к профессионалам, чтоб уж наверняка не ошибиться с выбором. У нашего читателя было три основных требования к машине: оригинальный пробег, отсутствие серьёзных ДТП в истории транспорта и стабильная работа двигателя. Их он озвучил подборщикам.
Компания, в которую обратился Артур, не первый год на рынке автоуслуг. Она помогает с подбором автомобилей по всей Беларуси. Цена за разовый осмотр машины в ноябре прошлого года составляла 150 рублей (сейчас — 200 BYN. — Прим. авт.). Наш герой оплачивал эту услугу дважды.
Первый раз заказал осмотр авто в Гродно. Мужчина показывает переписку с представителем компании в популярном мессенджере.
— Дали реквизиты для оплаты, я перечислил деньги, отправил им чек, — рассказывает собеседник. — В течение суток прислали отчёт по машине: фото- и видеоматериалы, а также голосовое сообщение от автоподборщика.
Все файлы по этому осмотру доступны до сих пор. Артур включает голосовое, в нём — подробное описание состояния автомобиля: внешний вид, нюансы по кузову и салону, оценка работы двигателя, сцепления и всех систем автомобиля, результаты компьютерной диагностики.
Машина покупателю понравилась, но продавец оказался несговорчив. Договориться о цене не удалось, и Артур принялся искать другие варианты. Очередной интересный экземпляр нашёлся в Бобруйске. За модель 2019 года выпуска владелец хотел выручить $13 750. Артур вновь оплатил услугу разового осмотра в той же фирме и стал ждать отчёт.
Вскоре пришли материалы от подборщика. Вот только их мужчина показать нам не смог. Фото и видео недоступны, голосового сообщения тоже нет. «Почти сразу удалили», — уверяет Артур. Почему? Об этом мы обязательно спросим представителя компании. Клиент же счёл подобное подозрительным.
— В отчёте были озвучены и показаны некоторые нюансы по кузову и салону, — вспоминает мужчина. — А в целом подборщик говорил: машина в хорошем состоянии. Запомнилось, что он рекомендовал её к покупке. В предыдущем отчёте, как вы сами могли убедиться, подобных советов не давали.
В общем, наш герой доверился мнению профессионала и отправился за машиной. Случилось это в начале декабря прошлого года. Уже в середине месяца мужчина приступил к работе в такси на новом авто. Вот только полноценно влиться в рабочий режим ему не удалось. Помешала первая поломка: через полторы недели после покупки авто потребовалась замена цепи ГРМ.
Артур был в замешательстве: куда смотрел подборщик? С этим вопросом он обратился в ту самую компанию по подбору авто. На что, со слов собеседника, получил примерно такой ответ: «Цепь ГРМ — это расходник! Да и вообще, что вы хотели за 150 рублей? В эту стоимость входит лишь визуальный осмотр. Желаете получить более подробный отчёт о состоянии авто? Нужно заказывать подбор под ключ (цена услуги на сегодня — 1 500 рублей. — Прим. авт.)».
— Я, конечно, всё понимаю... Но почему мне об этом не сказали сразу? — сетует собеседник. — Я ведь озвучил свои требования, подчеркнул, что для меня важно техническое состояние автомобиля. Визуально я и сам мог осмотреть — зачем тогда такой подбор нужен? Да и вообще, какой же это расходник? 1 600 рублей за комплект цепи ГРМ — приличная сумма. И это без учёта стоимости работы! Я на такие деньги мог бы с продавцом сторговаться, если б меня сразу предупредили, что требуется замена цепи.
Тогда ещё Артур не знал: данной суммой его вклад в ремонт авто не ограничится. Вскоре обнаружились проблемы с двигателем.
— Я и сам обращал внимание, что работает он неустойчиво, — говорит мужчина. — У знакомого такое же авто, я на нём ездил и ощутил разницу: то резвее едет, а с моим что-то не так. Разве профессиональный подборщик мог не заметить этого? Потом оказалось: одна из четырёх свечей неоригинальная, она и внешне немного отличается. Давление в одном цилиндре вообще не создавалось. То есть проблема с мотором уже была, её просто решили таким образом скрыть перед продажей авто.
Артур надеялся, что замена свечей решит вопрос, но, к сожалению, отделаться малой кровью не удалось. «Требуется капитальный ремонт двигателя», — заключил автомеханик.
Как оказалось, дорогостоящий ремонт — это ещё полбеды. Найти запчасти — вот очередная трудность!
— У нас с наличием совсем плохо дела обстоят, — говорит Артур. — Я обращался даже в дилерский центр Opel в Минске — там не помогли. Кое-что искал сам на польских сайтах, некоторые компоненты просил знакомых привезти. Ремонт автомобиля растянулся на два месяца. Плюс ко всему на такой период я остался без работы, ведь машина была не на ходу.
За запчасти и труд автомехаников наш читатель отдал почти 7 000 рублей. Радость от покупки автомобиля достаточно быстро сменилась горечью и обидой. К подборщикам, что посоветовали ему приобрести это авто, Артур больше обращаться не стал.
— Ещё тогда понял: решать вопрос они не настроены, — говорит мужчина. — Я не требую у них денег. Просто считаю: нужно говорить о таких проблемах, а не замалчивать их. Хотелось бы, чтобы люди узнали мою историю и учились на чужих ошибках. Чтобы при заказе осмотра авто уточняли, какие пункты в него входят, знали, за что они платят деньги.
Что говорят в компании по подбору авто?
Для того чтобы получить максимально полную картину произошедшего, мы отправились в офис компании, с которой сотрудничал Артур при выборе авто. Прокомментировать ситуацию и высказать свою точку зрения охотно согласился руководитель компании CheckAuto Максим. Мужчина вспомнил, что Артур действительно звонил ему в начале года, даже запись того разговора имеется. Вот только такого поворота событий с публичным «разбором полётов» Максим никак не ожидал и воспринял его не иначе как «нож в спину». Ведь та беседа, как он уверяет, прошла на спокойных тонах. Казалось, стороны поняли друг друга, пришли к консенсусу и, не имея взаимных претензий, распрощались в положительном ключе.
Для начала мы попросили Максима прояснить момент с удалённым отчётом об осмотре автомобиля.
— Материалы специально никто не удалял, — уверил представитель компании. — Просто произошло замещение файлов на «Яндекс Диске». Мы всегда рекомендуем клиентам скачивать полученные файлы и сохранять на смартфон или компьютер: так и качество материалов будет выше, и доступ не ограничен во временном отношении. У нас же определённых сроков хранения данных в «облаке» нет. Тем не менее все они имеются в архиве компании. Если бы клиент попросил, мы без проблем отправили бы ему отчёт со всеми материалами повторно. Но такой просьбы от него нам не поступало…
— Действительно ли разовый осмотр не предполагает оценки технического состояния авто и ограничивается лишь визуальным обзором?
— На нашем сайте есть подробное описание услуги. Любой желающий может ознакомиться с этой информацией и узнать, что подразумевает разовый осмотр. Оценка технического состояния авто, конечно же, сюда входит. С уверенностью могу сказать: в данном случае она также проводилась. С нашей стороны услуга была оказана качественно и в полном объёме.
Мужчина открывает голосовой файл из отчёта по злополучной «Астре». «Двигатель работает ровно, хороший, уверенный запуск, парений-дымлений нет», — такую информацию, помимо всего прочего, содержит сообщение специалиста. При этом автоподборщик обращает внимание покупателя на погодные условия: дорога заснежена, проверить динамику разгона авто не представляется возможным. И рекомендует в случае покупки машины провести тест-драйв на сухом покрытии, а также изучить её на СТО.
— Полагаю, клиент не стал прислушиваться к этим советам специалиста, — говорит Максим. — Проверить авто на станции могли бы мы сами за доплату в 50 рублей, но такой просьбы от клиента мы опять-таки не получали. К слову, сейчас мы включили этот пункт в услугу разового осмотра, поэтому его стоимость сегодня составляет 200 рублей.
На момент проведения осмотра двигатель работал исправно, в противном случае наш специалист совершенно точно заметил бы неладное. В качестве подтверждения моих слов имеется видео с запуском мотора: нареканий относительно его работы не было. Что немаловажно, на момент осмотра отсутствовали и ошибки. Современный автомобиль имеет «умный» блок управления, который при какой-либо неисправности сразу высвечивает индикацию на приборной панели. Поверьте, когда двигатель теряет компрессию, там гирлянда из ошибок горит. Повторюсь, на момент осмотра неисправностей по мотору не было, а ошибки стирались 3 800 километров пробега назад. Вся эта информация имеется в отчёте. Кроме того, у автомобиля пройден техосмотр — ещё одно подтверждение его технической исправности.
Что касается цепи ГРМ, то это действительно расходный материал, потому как у него есть срок службы. Да, по статистике, она проходит более 200 тысяч километров пробега, но никакого регламента нет. Как и нет алгоритма проверки неисправности цепи в таких двигателях. Клиент должен это понимать. При покупке подержанного автомобиля определённые риски есть всегда, предугадать их, к сожалению, невозможно.
— То есть никаких гарантий нет и быть не может?
— У нас есть месяц технической гарантии на мотор и коробку передач при оказании услуги комплексного подбора под ключ. По итогам разового осмотра такие гарантии не выдаются. Но хочу отметить ещё один важный момент. В данной ситуации заказчик приобрёл автомобиль для работы в такси. Гарантий на авто, эксплуатируемое в коммерческих целях, никто не даёт, у нас их тоже нет. Таким образом, даже если клиент заказал бы у нас комплексный подбор, гарантии он в любом случае не получил бы ввиду коммерческого использования машины. Мы можем дать только гарантию качества оказываемых услуг.
Признаюсь, у нас бывают различные ситуации. Человеческий фактор никто не отменял: порой и в нашей работе случаются недочёты. Но мы всегда стараемся разрешать возникающие вопросы и всегда идём навстречу клиентам. Если услуга оказана некачественно, я сам настаиваю на том, чтобы человеку вернули деньги за неё. Мы дорожим своей репутацией и стараемся максимально быстро и чётко реагировать на обратную связь. В данном случае вопросов к качеству оказания услуги разового осмотра нет. Стоит обратить внимание ещё и на то, что впервые клиент обратился к нам спустя полтора месяца после проведения разового осмотра. За это время автомобиль проехал уже более 10 тысяч километров.
Потенциально клиент при своевременном и качественном обслуживании авто должен был беспроблемно эксплуатировать его как минимум до 200 тысяч километров пробега. Данный бензиновый двигатель не склонен к образованию задиров, он обычно работает долго и без нареканий. Но что-то пошло не так. Эта ситуация — просто досадное стечение обстоятельств, в котором не стоит искать виноватых.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.
Фото: автора