В странах СНГ после развала СССР президенты независимых республик, как правило, осуждали советское прошлое. Ведь им нужно было как-то доказать, что после развала СССР будет только лучше, что политический курс СССР был ошибочным.
Развал СССР
Николай Платошкин напомнил, что в 1991 году был референдум о сохранении СССР, и большинство тогда было за сохранение Советского Союза. Но проблема в том, что были и активные сторонники идеи, что СССР быть не должно.
Кем были эти люди? Как правило, бывшие партийные функционеры, которые в ходе процесса децентрализации в период перестройки решили, что могут забрать себе всю полноту власти и собственность на отдельной территории.
Им для этой цели, конечно, нужно было какое-то идеологическое оправдание. Поэтому довольно-таки быстро эти люди, во-первых, взяли на вооружение национализм; во-вторых, их целью стало очернение советского прошлого.
Беларусь до Лукашенко
Николай Платошкин сказал, что после развала СССР, конечно, новая власть в Беларуси проводила прозападную политику. В Беларуси взяли на вооружение национализм, стали очернять советское прошлое.
Понятно, что довольно-таки быстро начали проводить радикальные реформы, появлялись сверхбогатые деятели, которые, можно сказать, даром получили государственную собственность. Ведь ясно, что ни у кого в начале 1990-х просто не было таких средств, чтоб покупать крупные государственные предприятия по реальной — рыночной — стоимости. Эти процессы были во всех постсоветских республиках.
И проблемы в Беларуси были примерно такими же, как в России, то есть массовая безработица, ухудшение жизни большинства и обогащение меньшинства. Естественно, граждане были против этого.
И понятное дело, что антисоветская пропаганда в таких условиях уж точно не была эффективной, потому что не получалось убедить людей, что капитализм эффективнее социализма, ведь люди наблюдали только обнищание и деградацию экономики.
Президент Лукашенко
Николай Платошкин подчеркнул, что в 1994 году состоялись первый выборы президента Беларуси. И важно вот что сказать: Александр Лукашенко был оппозиционным кандидатом на этих выборах, то есть прозападная власть его, понятное дело, не поддерживала.
Александр Лукашенко был даже на первых выборах независимым, беспартийным кандидатом, который открыто признавался, что не поддерживает радикальные реформы, не считает правильным осуждать советское прошлое.
И хотя у него не было административного ресурса, в итоге он вначале дошел до второго тура выборов, а затем и победил на выборах президента. За него в первом туре проголосовало 44,82% избирателей, а во втором туре — 80,34%
После победы Александр Лукашенко отказался от очернения советского прошлого, пересмотрел итоги приватизации. Он это сделал довольно-таки быстро, и тем самым доказал, что выполняет обещания, которые дал избирателям.
В других постсоветских республиках такой ситуации не было, потому что не победил оппозиционный, народный кандидат. Как правило, у власти оставались люди, которые после развала СССР заняли высшие должности; которые имели отношение к развалу СССР.
Но тот факт, что Лукашенко все-таки победил, смог пересмотреть реформы, изменить курс, конечно, означает, что выборы тогда действительно многое решали. Если бы не победил Лукашенко, то, скорее всего, победил бы националист, который бы начал проводить радикальные реформы и пересматривать историю, что происходило, например, в прибалтийских республиках. Это понимали люди, которые на первых выборах президента Беларуси проголосовали за Лукашенко.