Мы поговорили с доцентом кафедры режиссуры и хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Татьяной Сабанцевой. Эта кафедра (ранее кафедра хореографии) хорошо известна не только в танцевальных кругах — выпускниками факультета являются солисты Омского народного хора, Красноярского ансамбля танца им. М. Годенко, Омского Музыкального театра, но и в театральных. Достаточно сказать, что директор омского ТЮЗа Михаил Мальцев также прекрасно знаком с фуэте и работой у станка, главный балетмейстер театра «Галёрка» Евгения Тимошенко также одна из первых выпускниц кафедры.
Расскажите о факультете режиссуры и хореографии, каких специалистов там готовят?
В университете им. Ф.М. Достоевского действует факультет культуры и искусств, который специализируется на подготовке по направлению «Хореографическое искусство», с профилем балетмейстерско-постановочная деятельность. Чтобы попасть к нам, абитуриенты проходят дополнительные вступительные испытания в области хореографии. В дальнейшем они могут успешно работать как педагоги, хореографы и танцоры.
С какой подготовкой к вам приходят абитуриенты?
Обычно к нам поступают выпускники 11-х классов, которые занимаются хореографией уже 10 лет и даже более. Они имеют отличную базу в классическом танце (балете), народно-сценическом или современных направлениях хореографического искусства.
Что оценивается при поступлении — высота шпагата или артистические способности?
Вступительные испытания состоят из двух туров. На одном из них абитуриенты представляют заранее подготовленный номер или хореографический этюд и могут показать свои артистические данные — выразительность, образность, эмоциональность. Это очень выгодное испытание — здесь танцор показывает себя в том танцевальном направлении, в котором, по его мнению, он силён и эмоционален. А первый тур — это основа классического танца (балета — прим. автора). Любое направление хореографии требует базы — это классический экзерсис (основы классического танца — прим. редактора), который долгое время формировался в истории хореографии. Именно благодаря ему русский балет первый в мире. Соответственно, абитуриенты показывают вывортность, гибкость, танцевальный шаг, апломб, прыгучесть. Все те профессиональные навыки и умения, которые входят в основу классического танца.
СПРАВКА: Татьяна Сабанцева, 41 год. Занимает должность доцента кафедры режиссуры и хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, имеет учёную степень кандидата педагогических наук. С раннего детства занималась танцами в Омске, закончила студию балета при Омском Музыкальном театре, после чего танцевала в труппе театра. Окончила ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по специальности руководителя самодеятельного хореографического коллектива, после чего осталась на кафедре в качестве преподавателя. Долгое время выступала в муниципальном ансамбле танца «Иртыш», который активно принимал участие в важных городских мероприятиях. Замужем, двое детей.
Чтобы стать профессиональным танцором, нужно обязательно быть стройным? Или фигура — второе, а главное — талант?
В связи с тем, что основу подготовки в вузе у нас составляет профессиональные танцевальные дисциплины — это большая физическая нагрузка. Это большой физический труд, как преподавателей, так и самих студентов. И просто человек, не подготовленный и не имеющий хорошей формы, не сможет освоить программный материал. Ему будет трудно учиться. В балете (в хореографических училищах), конечно, более строгие правила. Так как мы готовим и танцевальных педагогов тоже, отбор у нас более мягкий, но в то же время внешние данные также обязательно учитываются.
Кем могут работать выпускники вашего факультета?
Наши выпускники работают артистами и солистами в Омском Музыкальном театре, в Красноярском ансамбле танца им. М. Годенко также есть выпускники. Омский русский народный хор — это одно из мест, где очень активно берут наших выпускников, особенно мужской состав.
Многие становятся прекрасными преподавателями — в Омском областном колледже культуры и искусств, а также в школах искусств и в детских любительских хореографических коллективах, которые воспитывают любовь к танцам у детей.
Наши выпускники могут заниматься и организаторской деятельностью. Некоторые дополняют образование в дальнейшем, а потом уходят на определенные смежные виды деятельности. Например, директор омского ТЮЗа Михаил Мальцев также выпускник ОмГУ по специальности «Народная художественная культура», сейчас специальность переименовали в связи с переходом на бакалавриат — направление подготовки «Хореографическое искусство». Человек видел в себе более организаторские, менеджерские способности.
Если говорить ещё о профессиях, то выпускники могут работать балетмейстерами, постановщиками, репетиторами, которые отрабатывают конкретный номер.
Сколько длится век танцора?
Это очень сложный вопрос. Артист балета, который заканчивает хореографическое училище, танцует 20 лет и уходит на пенсию. Но начнём с того, что они отсчитываются с 18 лет. Поэтому 38-40 — это уже, можно сказать, завершение исполнительской карьеры. Поэтому все артисты балета дальше продолжают искусствоведческую или преподавательскую деятельность. Таким образом, век танцора очень недолог, особенно сейчас, когда молодежь наступает «на пятки». А она всегда более креативная, сильная, эмоционально более выразительна. Опытный танцор, напротив, теряет былую форму, присоединяются травмы…
Травмы — дело распространённое?
Да, очень сильно страдает голеностопный сустав, коленный сустав, так как бешеная нагрузка в формате аллегро — мы прыгаем, скачем. И самое больное — это позвоночник. Хотя я молодому составу педагогов сегодня удивляюсь — они постоянно перебинтовывают колени и лечат спины. И меня однажды спросили: вам не надо после того, как вы встаёте с кровати, расходиться? Мне не нужно (смеётся). Видимо, медики правильно отмечают, что каждое последующее поколение более слабое — это накладывает отпечаток на тех, кто занимается хореографией.
Наши студенты стараются, поддерживают себя. У нас есть факультативная дисциплина, но, по моему мнению, обязательная для танцоров. Это йога. Она позволяет физически поработать и при этом правильно расслабиться, подумать и отдохнуть даже эмоционально, физически. Привести тело и мысли в порядок.
Как вы относитесь к таким модным направлениям, как тверк, вог, например?
Молодое поколение воспитывается путем погружения в интернет-пространство, там выкладывают яркие треки, и, конечно, молодёжь это влечёт. Но если рассматривать как ценность эти виды, то, наверное, они из области приятно провести время в движении. Как искусство не будем их рассматривать.
Сегодня двоякая ситуация у педагогов, которые работают в области хореографии, потому что детей надо увлекать, привлекать и мотивировать на занятия. И преподаватели зачастую используют яркие модные направления в своих постановках, потому что необходимо идти в ногу со временем. Возможно, один классический экзерсис сегодня не столько востребован, как это было 20-30 лет тому назад. Надо находить какую-то обработку, современное видение искусства танца, чтобы вызвать интерес у молодого поколения.
А современные направления представлены у вас на факультете?
В связи с тем, что мы даём базовое классическое образование, наши студенты обязательно учат классический танец. Благодаря этой базе танцор может исполнять любые направления хореографии. Пируэты, фуэтэ, гранд-батманы, адажио — всё это способствует развитию тела танцора. Мы также обучаем народно-сценическому танцу, который требует сложной координации и задействует другие группы мышц. В течение года изучаем исторический танец или историко-бытовой.
В честь Международного Дня танца на нашем факультете всегда проводится бал. В этом году он состоялся немного раньше — 18 апреля. Мы демонстрируем историю через движения, показывая эволюцию танца с 14-16 веков до наших дней. Мы показываем, какими были Павана, или Романеска, Вальс, Гавот, и какими танец стал сегодня. Мы показываем работу с веером, юбкой, корпусом — как это было в царские времена.
Наши студенты также обучаются современным направлениям хореографии, таким как контемпорари, импровизация, партнёринг. Одним из основных предметов, который изучается на протяжении всего обучения, является мастерство хореографа. Здесь студенты совершенствуют свои навыки постановщика и имеют возможность использовать различные направления хореографии.
Какие учебные заведения, кроме ОмГУ, готовят танцоров в Омске?
Во-первых, колледж культуры и искусств. У них есть подготовка на базе 9-х классов и 11 классов. Буквально вчера я была на заключительном показе по народно-сценическому танцу 4-го курса, они сделали красивый праздничный мини-концерт на сцене. Дети очень воспитанные, целеустремлённые, яркие, поэтому очень хорошо, когда есть среднее и высшее звено. Хореографические училища самые близкие — это Новосибирское хореографическое училище и Пермское хореографическое училище. У нас в Музыкальном театре существует прекрасная балетная студия. Она готовит и для нас абитуриентов, и для себя потенциальных работников.
А из частных студий современного танца приходят к вам?
Приходят. Буквально 2 года назад девочка была из известной танцевальной студии и она была очень счастлива, что познакомилась с другими направлениями и другими возможностями, которые даёт танец.
Считается, что элитным видом танца является балет, а также спортивные бальные танцы, а остальное — нет. Вы согласны с этим?
Мое мнение, наверное, будет сегодня иное. Балет — это лидирующий элитный вид хореографии. Но… блистательный ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль Михаила Годенко. Как нам народный танец не отнести сегодня также к элитному танцу?! В области современной хореографии — Челябинский театр современного танца, омский театр танца «нОга», руководитель которого Ольга Горобчук — выпускница ОмГУ и ныне старший преподаватель кафедры режиссуры и хореографии. Это определённая концептуальная хореография. Говорить сегодня о том, что только балет элитный, я бы не стала.
Почему стоит отдать ребёнка в танцы? Многие считают это несерьезным занятием, особенно для мальчика.
У меня двое детей и старший сын сразу сказал: я не хочу выходить на сцену и танцевать перед большим залом. А дочь сказала: хочу. Что я отмечаю, занятия танцами развивают коммуникабельность, придают определенную уверенность, привычку выступать перед большой аудиторией, развивают самодисциплину. Ведь танец можно рассматривать не только как сценическое искусство, но и как воспитание тела. Сегодня и многие взрослые занимаются танцами для поддержания своей физической формы. Многим не нравится монотонный ритм в тренажерном зале или шейпинг, какие-то банальные занятия. А тут с одной стороны музыка, со второй пластика, с третьей — прекрасная физическая форма и эмоциональное настроение. Это и общение, и коллектив.
Мальчики в танцах — это редкость. Как решается проблема?
Их на факультете остались единицы, мы их бережём, очень сильно ценим. И пытаемся всегда сохранить и помочь им учиться, если у них вдруг проблемы в учебе, что-то не идет в английском или истории. Возможно, это из-за того, что произошёл отток мужского педагогического состава вообще в отрасли, а мальчики в определенном возрасте тянутся к мужчине-педагогу. И возможно хоть эти единицы, которых мы выпустим, уйдут в профессию и проблема как-то решится. Будем надеется на положительное решение проблемы в будущем.
Перспектив у мужчин больше?
Им сразу предлагают место работы. Я бы сказала, что у девочек конкуренция, а парни нарасхват. Многие коллективы прям нуждаются, чтобы к ним пришли мужчины работать.
Сколько зарабатывают танцоры?
Я скажу так, сегодня есть возможности, в том числе от государства, и они хорошие. Если человек не сидит на своей «пятой точке» и не ждёт, когда ему всё принесут, он сможет заработать и достойно содержать семью. Вообще, от 20 до 100 тысяч рублей. Молодые педагоги, когда приходят в школы искусств, много сразу не заработают, конечно. В коллективах больше ставки. Сильно богатым в этой профессии не будешь, но зато здесь есть творчество.
Отмечу, юристов выпускают по 100 человек, мы 10-12 выпускников, экономистов — 150, нас опять же 10-12 человек. Это малая комплектация групп, более индивидуальный подход к воспитанию и образованию. Институты, которые выпускают специалистов в творческом направлении, они также единичны.
Можно, наверное, и в грантах при желании участвовать?
Студентам университета предоставляется большая возможность по реализации их задумок, проектов. По инициативе президента Росмолодёжь активно финансово поддерживает студентов, позволяет реализовать им своим проекты. Под моим наставничеством сейчас одна заявка подана студентами 2 курса. Надеемся на успех. Мы разработали специальную программу, хотим рассмотреть хореографию не только для профессионалов, а для студентов-физиков, химиков, филологов. Они ведь тоже любят танцевать. Мы хотим, чтобы они приходили к нам на занятия, двигались и развивались.
Буквально два дня назад нажали кнопку «Отправить».
Текст: Ольга Данилова.
Фото: Татьяна Сабанцева.