В Верхней Берёзовке, музее деревянного зодчества в Улан-Удэ, особенно колоритен Эвенкийский комплекс.
Из 50 тыс. эвенков, расселённых на примерно 7 миллионах квадратных километров, в Бурятии живёт около 3 тысяч. В основном - на севере вдоль БАМа, а в Баунтовском районе осталась последняя в России община конных эвенков - правда, вернувшихся из степи в тайгу, но не пересевших там обратно на оленя. Впрочем, живой эвенкийской культуры нет почти нигде: последние оленеводы и просто люди, помнящие родной язык, остались на границе Забайкалья и Якутии, а на её севере цветёт пышным цветом современная культура якутоязычных эвенков. Так что этот сектор - не про эвенков Бурятии, а про то, что смогли сохранить этнографы и археологи.
В Верхней Берёзовке представлено эвенкийское зодчество. Например, дю - чумы с каркасом из сложной системы жердей: туру (2 толстые с развилками на концах), икэптукан (главная жердь напротив входа) и серан (тонкие жерди). В больших чумах были ещё симка (средняя жердь-колонна) и икэптун (горизонтальная жердь над очагом). Здесь дю аж в 3 вариантах - под шкурами, берестой и корой лиственницы:
В лиственничный чум можно заглянуть, и представляет он, видимо, баунтовских эвенков - хотя бы потому, что здесь нет кумаланов, круглых эвенкийских ковриков, такого же национального символа, как у кавказцев папаха. На усталой чумработнице - опять же баунтовские платок дэрбэки, кафтан торганды и летняя обувь олочи.
На прошлых кадрах можно увидеть лабаз на ножках (поодаль) и лодку-долблёнку онгочо. Больше впечатляет дяв - лёгкая складная лодка-берестянка. Ну а сооружение внизу - видимо, "палатка" охотника, сооружавшаяся из подручных материалов.
Всю планету эвенки обогатили словом "шаман", понятным теперь на любом континенте. Настолько, что сами они от этого слова ушли, говоря по-русски - Знающий. Жил шаман обычно в одиноком чуме на священном месте от стойбища в стороне:
В Верхней Берёзовке такое святилище воссоздано почти по вот этому описанию Пит-городка, открытого в 1929 году на Енисее:
Вход в шаманский чум был ориентирован на север. Перед ним был настлан мостик из еловых круглых поленьев. По обеим сторонам на двухметровых еловых шестах были вырезаны изображения гагар [по легенде, гагара подняла из первозданного океана первую землю]. В два ряда стояли 17 фигур человекообразных божеств [здесь называются "ментая"], причем изображения правой стороны были более примитивными. (...) Позади чума в 10 м возвышался метровый помост для жертвоприношений размером 3,78 м на 2,55 м. (...) С трех сторон помост был окружен изгородью из березовых тонких деревьев. На помост вела примитивная лестница. На перекладинах помоста было подвешено деревянное изображение божества, обращенного лицом на запад, спиной к помосту. В 20 м от чума шамана за березовой изгородью были две ямы, засыпанная и провалившаяся яма.
Ещё из того же текста:
В чуме были найдены фигурки крылатых человечков. Рядом лежали деревянные жезлы и стрелы, а также изображение необычного животного. Оно имело длинное туловище, маленькую треугольную голову на удлиненной шее, четыре лапы и небольшой хвостик.
Здесь внутри чума явно что-то есть, однако навес и решётка и эту экспозицию отняли у тех, кто пришёл не в зоопарк и не в позную.
У выхода из святилища - мистические ворота Чичипкан, здесь с собственным духом-хранителем: