Заглянуть в Харлу, что в 30 с небольшим километрах от Сортавалы, имеет смысл по двум причинам: пейзажи и история.
Сам посёлок меня не впечатлил, хотя у него насыщенное прошлое, подробно описанное в источниках. Ещё во времена Российской империи, будучи в составе Сердобольского уезда (сейчас Сортавала), район получил развитие. Был построен бумагоделательный завод, железная дорога, ГЭС.
А 1940 году территория становится советской, начинается формирование колхозов, для чего сюда переселяют семьи земледельцев из Белоруссии, Чувашии, Татарской ССР, Калининской, Кировской, Орловской и других областей.
В военное время здесь велись жёсткие бои. А после ориентиры развития региона сместились в сторону лесной промышленности.
Первым встретился мост. Живописный и кажущийся старым. Он и был таким,однако, при этом, чувствовал себя хорошо и исправно пропускал составы. Да, финский мост 1924 года постройки до сих пор эксплуатируется. Присутствует в списке основных достопримов района.
Говорят, стоит посмотреть здание вокзала, которое теперь используется как жилой дом. Скорее как на казус. Однако, коллизия интересная. В посёлке сохранилось несколько старинных зданий.
А я, предпочитающая воду остальным стихиям, держала путь в сторону ГЭС. В нескольких метрах от поворота на мост дорога раздваивалась. Отворотка вела куда-то в кусты, над которыми была видна водонапорная башня со следами разрушений, а за ней высилась заводская труба.
Всё это будоражило исследовательский интерес, но и стопорило одновременно - не слишком то хотелось терять время на разглядывание "заброшек", да и впечатления от места в целом после такого времяпрепровождения словно меркнут. Быть может, знай я, что за деревьями скрывается целый завод - историческая веха и оплот посёлка,то и заглянула бы. Но...вот что значит манкировать традиционной подготовкой. А то оказался старинный ЦБК Леппякоски, построенный в 1893 году на месте пилорамы. Именно он был снаряжен первой, произведенной в Финляндии, бумагоделательной машиной. Со временем стал градообразующим предприятием и успешно работал до банкротства в 90-х 20-го столетия. Говорят, что и сейчас там какое-то производство осуществляется - так, на 50 примерно рабочих мест.
А мы свернули к реке. И вот она - Янисйокки: до плотины зеркально гладкая и словно недвижимая, а после - играющая на камнях и разбрасывающая брызги.
Ну, и ГЭС-22- малая гидростанция, одна из Каскада Сунских ГЭС и одна из старейших гидростанций страны.
Вообще, вот эти миниатюрные станции прямо отдельная пейзажа тема. Каждая, где-бы не находилась, имеет свой колорит, историю и, как правило, вписана в наикрасивейший пейзаж со своими непередаваемыми акцентами того или иного региона.
ГЭС Харлу кокетливо выглядывала из-за леса, не портя общей картины. Удивительно, но и руины фабрики гармонично вписались в пейзаж.
В 1936 году станцию запустили финны специально для снабжения фабрики, вот и работала она только днем. Конечно, в порядок её приводили уже в советское время, поставив в 1945 году один гидроагрегат, а через 7 лет второй. Построена станция по плотинному типу. Сейчас управляется с помощью компьютеров, а некогда здесь можно было увидеть и "рулевых" (регулирующих мощность вручную рулём) и истопников, работающих на обогреве оборудования. Сегодня весь каскад обслуживается тринадцатью сотрудниками. Навскидку не попалась инфо о том, как организовать экскурсию на ГЭС, но если возможность попасть внутрь есть, то это будет интересно.
А ещё в Харлу находится самая высокая точка Северного Приладожья: гора Пётсёваара, высотой 187,4 м. Ну и другие возвышенности (информация для любителей). Все они указаны на Яндекс-картах. Район, конечно, очень пейзажный.
В материале использованы фотографии автора.
Спасибо за лайк, подписку и за "поговорить в комментах".
Всех обнимаю, ваша О.