Берберская династия Хафсидов, захватившая Северную Африку в 13-м веке, стала сильнейшим государством Магриба и угрозой для христиан.
Борьба за Магриб
Арабские племена, вставшие под знамёна Праведного халифата, очень быстро сумели покорить огромные территории. Они забрали себе часть земель Восточной Римской империи, превратившись в одного из главных врагов Константинополя. А вот Сасанидская держава, несмотря на мощь и величие, пала под ударами «варваров из пустыни». Разобравшись с двумя сильнейшими государствами региона, воины Аллаха направились покорять Северную Африку. С этим проблем у них тоже не возникло. Более того, был захвачен практически весь Пиренейский полуостров.
За короткий срок арабы создали государство такого размера, что встали в один ряд с величайшими империями прошлого: Персидской и Римской. Вот только у халифата была одна особенность. Сразу же после смерти пророка Мухаммеда (632 год) началась борьба за власть. И первый правитель Праведного халифата Абу Бакр устраивал далеко не всех. Уже тогда исламский мир, который громогласно заявил о себе, раскололся. И в последующие годы от халифата начали отваливаться территории. Стоило только представителю какой-либо династии обрести силу, как он объявлял себя эмиром и фактически переставал подчиняться халифу. Так произошло с Аль-Андалусом (Пиренейский полуостров), где появился Кордовский эмират, ставший впоследствии халифатом. Обрела независимость от Багдада и почти вся территория Северной Африки, где укрепилась династия Альмохадов. Появилось и ещё несколько династий, владевших африканскими территориями. Каждый из этих правителей вёл независимую политику, весьма формально подчиняясь Багдаду.
До начала 13-го века династия Альмохадов чувствовала себя прекрасно. Она контролировала внушительные территории, сумела устранить христианскую угрозу. Поскольку Аббасиды к тому времени уже не контролировали халифат, Альмохады не видели необходимости им подчиняться. А с Мамлюкским султанатом они сохраняли более или менее уважительные отношения. Единственной проблемой Альмохадов были некоторые берберские племена, жившие в южной части их государства. Они то и дело поднимали восстания, нападали на города, грабили торговые караваны. В общем, причиняли массу неудобств. И в 1207 году халиф Альмохадов Мухаммед ан-Насир поставил на должность правителя Ифрикии представителя дружественного ему берберского союза Масмуда из Марокко. Так Абу Мухаммад Абд аль-Вахид ибн Аби Хафс, сын основателя династии Хафсидов, встал во главе проблемного региона. И терзали его не только берберы. Были ещё и потомки некогда поверженной Альмохадами династии Альморавидов. Они, превратившись в Ганидов, мечтали вернуть земли и власть. Однако Мухаммад Абд аль-Вахид успешно выполнил задание халифа. Он сумел сохранить целостность Ифрикии, на какое-то время устранив угрозу.
Монета Хафсидов. (Wikimedia Commons)
В 1229 году новым правителем Ифрикии стал Абу Закария. Он получил уже фактически независимое от Альмохадов государство с развитой экономикой и сильным войском. В том же году он совершил успешные походы в Алжир, присоединив города Константину и Беджаю. После чего официально объявил о независимости от марокканской династии и сделал Тунис своей столицей. Затем он захватил Триполи, Алжир, усмирил несколько крупных берберских союзов.
Есть версия, что именно при Абу Закарии появилась легенда о том, что Хафсиды ведут свой род от Умара — второго правителя Праведного халифата. Это было сделано специально для того, чтобы подкрепить претензии на власть. Берберы не могли стать халифами, в отличие от потомков Умара. И легенда быстро стала реальностью, чему способствовала сила хафсидского оружия. О берберском прошлом династии уже никто не вспоминал.
В 1242 году Закария сумел покорить султанат Тлемсен (территория современного Алжира). Сила Хафсидов была настолько внушительна, что их власть признала династия Маринидов в Марокко и некоторые эмиры Аль-Андалуса. Таким образом, Абу Закария к концу своего правления (умер в 1249 году) стал могущественнейшим правителем разношёрстного и «колючего» Магриба.
Крестоносцы против Хафсидов
Новым правителем Ифрикии стал Мухаммад I аль-Мунтасир. Именно при нём государство превратилось в халифат, а он принял титул халифа. Аль-Мунтасир продолжил завоевательную политику. Правитель покорил северную часть Марокко, добрался до Аль-Андалуса и завоевал Гранадский эмират. Удалось ему укрепить власть в центральном Магрибе, а также подавить несколько мятежей.
В 1270 году аль-Мунтасиру пришлось столкнуться с новой угрозой — крестоносцами. Франция объявила новый, восьмой крестовый поход, который возглавил король Людовик IX. В июле французы высадились у Карфагена. Разбили хафсидское войско, после чего начали готовиться к осаде Туниса. Однако всё пошло не по плану. Крестоносцев скосила вспышка лихорадки и дизентерии. Умер и сам король.
Восьмой крестовый поход. (Wikimedia Commons)
Казалось, что французам придётся уйти ни с чем. Однако на помощь им пришёл граф Прованса и король Сицилии Карл I Анжуйский. Совместными усилиями крестоносцы разбили ещё одно войско Хафсидов, после чего подошли к Тунису. Аль-Мунтасир не стал испытывать судьбу и запросил переговоры. 31 октября 1270 года было заключено перемирие. Халиф согласился платить дань Сицилии и пообещал не притеснять христианских священников. После этого крестоносцы уплыли. А аль-Мунтасир приказал разрушить Карфаген, чтобы европейцы не смогли им воспользоваться как базой в следующих войнах.
Хафсиды между молотом и наковальней
После аль-Мунтасира Хафсифдский халифат начал приходить в упадок. Причин тому было несколько: борьба за власть, нападение берберов, усиление Маринидов. К середине 14-го века Хафсиды утратили часть своих территорий, проиграв конкуренцию марокканской династии. Затем халифат накрыла эпидемия чумы. Поскольку государство находилось в шаге от гибели, власти Туниса попросили помощи у арабских бедуинов Бану Хиляль. И те не отказали.
На какое-то время ситуация в халифате стабилизировалась. В 1394 году к власти пришёл Абд аль-Азиз II. Он подавил несколько восстаний, вернул под контроль Триполи и Алжир. Однако государство всё равно находилось в упадке, прежде всего, в экономическом. Халифату нужны были деньги на восстановление разрушенных городов и деревень, на содержание армии. Также сильно не хватало рабов. И тогда солдаты аль-Азиза II стали практиковать пиратство, как это делал Критский эмират. Хафсиды нападали на торговые корабли христиан, а также совершали налёты на прибрежные поселения. В 1429 году они атаковали Мальту, захватив несколько тысяч рабов. Денег в казне существенно прибавилось. Однако у пиратства была обратная сторона медали — у Хафсидов стало гораздо больше врагов. Христиане неоднократно пытались усмирить Тунис, но не получалось.
В 1435 году новым халифом стал Усман. Он наладил караванную торговлю с Египтом через Сахару, сумел достигнуть торговых договорённостей с Венецией и Арагоном. Затем начал политику «собирания земель». Магриб вновь оказался во власти Хафсидов. Но это уже была агония халифата. Он оказался между молотом Испании и наковальней Османской империи.
Хайреддин Барбаросса. (Wikimedia Commons)
Для Испании Хафсиды являлись пиратами, которым она объявила войну. Османы же видели в угасающем халифате идеальную жертву для поглощения. В 1526 году в Тунисе стал править Мулай Хасан (Мухаммад аль-Хасан). Он оказался совершенно не готов к управлению государством, в котором разгорелся кризис. Мулай настроил против себя и рядовых жителей, и элиту, поэтому остатки халифата сотрясали бунты. Более того, жители государства хотели, чтобы власть захватил осман — Хайреддин Барбаросса (Хызыр-реис), который к тому времени уже занял Алжир. Корсар, флотоводец и очень влиятельный вельможа пользовался большим авторитетом у мусульман. Многие в нём видели защитника от крестоносцев. Но Барбаросса действовал по приказу османского султана, поэтому вторгаться в Тунис не спешил. В 1533 году Барбаросса стал капудан-пашой османского флота. Вскоре он разбил итальянские корабли и направился к Хафсидам.
В августе 1534 года Барбаросса захватил Тунис. Халиф Мулай Хасан сбежал из города. Однако на помощь Хафсидам пришли европейцы. Появление османов в Тунисе вызвало напряжение в христианском мире. Уже в следующем году Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, отвоевал Тунис, вернув его халифу. Мулай Хасан согласился платить дань Габсбургам. Но конфликт на этом не завершился.
Тунис несколько раз переходил из рук в руки, пока точку в 1574 году не поставили османы. Они завоевали город, а последнего халифа Мухаммада VI казнили. Так завершилась история династии Хафсидов в Ифрикии. Правда, их род не оборвался. Несколько представителей династии спаслись благодаря испанцам и поселились на острове Тенерифе (Канары). Христианский мир болезненно воспринял потерю Туниса. А виновными были «назначены» испанцы, которые не смогли защитить стратегически важную территорию от нашествия османов.