43-й год, Москва. Год коренного перелома в противостоянии с Германией. После триумфального завершения Сталинградской битвы москвичи поверили – скорая победа над врагом близка. Жизнь в столице налаживается, и только сыщики МУРа знали – эта тишина и спокойствие обманчивы.
В один из морозных январских дней инкассатор Госбанка Иван Семенович Потемкин как обычно вышел из мрачного здания в Неглинном переулке. В руках он сжимал увесистый брезентовый мешок, доверху набитый пачками купюр. Ивану Семеновичу предстояло пройти через полгорода до завода «Компрессор», рабочим которого сегодня должны были выдать получку. Во время противостояния с врагом это предприятие выпускало знаменитые «Катюши», наводившие страх на гитлеровцев.
Иван Потемкин, одетый в серое драповое пальто, неторопливо шагал по притихшим улицам. Прохожих почти не было - всё-таки девять утра, людям недосуг глазеть по сторонам. Да и холод трескучий, под тридцать градусов, разве что у водовозной колонки выстроилась очередь бабулек с бидонами. Но Потемкину мороз был нипочем. Еще бы, в последнее время он часто ходил в лютый холод пешком, было уже не привыкать. А тут всего-то до завода добраться, полчаса, не более. Подумаешь, несколько километров!
Размышляя о всякой всячине, Потемкин и не заметил, как остался всего квартал до проходной. Родной завод, считай, рядом, рукой подать. Вокруг ни души, только ветер свистит в проводах, да из подворотни мерзко воняет мочой и самогоном. Ничто не предвещало беды. И тут...
…Первая пуля вошла Ивану Семеновичу точно промеж лопаток. От резкой боли инкассатор пошатнулся и стал заваливаться на бок, выронив мешок. В этот миг, словно черти из табакерки, из подворотни выскочили двое в надвинутых на глаза кепках и черных масках. Верткий коротышка подхватил упавший мешок, а верзила двумя прицельными выстрелами добил корчившегося на снегу Потемкина. Контрольный в голову, как учили.
Грохот выстрелов разорвал утреннюю тишину, быстро затихая меж облупленных стен домов. Бандиты дали деру, волоча добычу в тряпичном куле. Пробежав пару кварталов, они заскочили в черный блестящий «Опель» с включенным мотором. За рулем сидел третий, сутулый о ч к а р и к. Рванув с места, машина умчалась в сторону Таганки, оставляя за собой клубы морозного дыма.
Инкассатора обнаружили прохожие. Рабочие, после смены возвращавшиеся домой, увидели его лежащим…
…В тот вечер лейтенант милиции Хромов уже собирался уходить. Как вдруг раздался звонок. На второй улице энтузиастов совершено дерзкое преступление. Украдена огромная по тем временам сумма. 135 тысяч рублей.
Хромов немедленно выехал на место происшествия
Это дело многие годы было засекречено. И это понятно. Похитить такую сумму, а тем более в военное время, когда все в стране отдавали фронту, чрезвычайное событие. 135 тысяч. Например, почти в эту же сумму казне обходился танк Т-34. Деньги немалые.
Расследование этого дерзкого преступления поручили лучшим сыщикам Московского уголовного розыска (МУРа) под началом опытнейшего майора Александра Урусова. Перед оперативниками стояла непростая задача - в кратчайшие сроки найти и обезвредить матерых преступников, ведь на кону была не только честь мундира, но и доверие народа к власти, так необходимое в тяжелое военное время.
Урусов принимает решение блокировать прилегающую к заводу территорию. Сыщики проводят тщательный осмотр, метр за метром. И вскоре появляется первая зацепка.
Пустой инкассаторский мешок. Его обнаружили в двух кварталах от места преступления. В то нелегкое время в инкассаторские мешки складывали деньги и документы. Во время обстрелов и налетов банковское обслуживание предприятий прерывалось.
Существовало строгое предписание. Каждый сотрудник Госбанка обязан уйти с ним в бомбоубежище. Но потерять государственные деньги было нельзя. Категорически. Иначе суд, а там и до расстрела недалеко.
Замначальника Мура Тыльнер решает опросить жильцов близлежащих домов. Милиционеры обходят квартиру за квартирой и отыскивают наиважнейшую свидетельницу.
Ею стала Мария Малышева, которая в тот роковой вечер столкнулась с подозрительной троицей в районе места преступления.
В тот день Маша возвращалась домой счастливая. Она отстояла трехчасовую очередь за керосином. Теперь сможет разогревать пищу больному сыну. Уже около дома женщина столкнулась с тремя молодыми людьми. Ничего особенного. В те времена в Москве было много молодых людей, которые работали на оборонных предприятиях, были освобождены от призыва в армию. И поэтому она особого внимания на их и не обратила, но…Неизвестные едва её не сбили с ног. Это сразу бросилось в глаза. К тому же парни с трудом тащили тяжелый мешок и куда-то очень торопились, поэтому они и крикнули, что, мол, путаешься под ногами.
Мешок, парни, все сходилось!
Выходит, Малышева видела бандитов,совершивших ограбление инкассатора.
Девушка также смогла описать налетчиков: возраст чуть больше 20, один высокий как каланча, метра два ростом. Второй, наоборот, маленький, ниже среднего. А третий очень худой. Наблюдательная девушка запомнила и еще кое-что. Один из подозреваемых носил погоны рядового.
Неужели Дезертир?
Это была первая серьезная зацепка. Поиски преступников не прекращались ни на минуту, но результата пока не было. Сыщики теряются в догадках. Версий много. Одна из них — искать тех, кто тратит деньги направо и налево.
В условиях тяжелого времени таких мест в Москве немного. Например — улица Тверская, дом 10. Именно здесь В 43-м находился популярный ресторан «Астория». Тогда это было самое популярное заведение общепита.
В Москве карточная система. А здесь прекрасный выбор блюд. Подают даже икру, шампанское. Правда, по баснословным коммерческим ценам. Тут гуляли фронтовики, оказавшиеся проездом в столице. Получив надбавки, они становились богачами, пусть на несколько дней, гулять так с размахом. Ведь завтра может всякое произойти.
И именно здесь случился новый поворот в нашей истории.
Швейцар заведения сообщил о шумной компании подозрительных молодчиков, которые, сорили деньгами, требуя самые дорогие блюда и напитки. Развязное поведение этой троицы привлекло внимание сотрудника милиции Кривцова. Но едва страж порядка попытался призвать дебоширов к ответу, прогремел выстрел. Тяжелораненый Кривцов упал, а преступники бросились наутек, затерявшись в темных переулках.
Кривцова удалось спасти, и вскоре он дал подробные показания о внешности стрелявшего в него бандита. Это был одноглазый верзила, мало чем отличавшийся от описания, полученного от Малышевой. Круг сжимался, но налетчики, словно почуяв опасность, залегли на дно.
А вскоре произошло и новое преступление, внешне никак не связанное с ограблением инкассатора Потемкина. Но так казалось только на первый взгляд.
…В тот вечер 20-летняя Глаша Русакова возвращалась домой в приподнятом настроении. Она наконец-то получила письмо с фронта от своего жениха. Он сообщал, что они обязательно поженятся, как только он вернется.
Девушка и представить не могла, что за ней из-под воротни наблюдают чьи-то внимательные глаза. Она уже подходила к подъезду собственного дома, как услышала чей-то голос.
- «Стой, красавица! Не надо спешить!»
Их было трое. Они окружили девушку. Один из них, высокий, схватил ее за руку, потом её затащили в укромное место...
Русакова громко кричала, и тогда один из бандитов ударил ее чем-то тяжелым. Только в госпитале девушка узнала, что прохожие нашли ее без сознания и вызвали врачей.
Русакова пересилила стыд и позор и дала показания о случившемся. Глаша запомнила приметы молодых людей, особенно двоих, высокого, как Каланча, и маленького, как Коротышка.
Сыщики обратили внимание на эту характерную деталь – заметная разница в росте. Ведь именно такие приметы были у налетчиков, которые застрелили и ограбили инкассатора Потемкина и похитили огромные деньги.
Когда Глаша взглянула на композиционные портреты преступников, от волнения расплакалась:
- «Поймайте их! Я опозорена, и теперь мой жених вряд ли возьмет меня замуж».
Сыщики теперь уже точно знали приметы подозреваемых, оставалось только выяснить где они скрываются, ведь Москва большая.
В разгар оперативно-розыскных мероприятий из Таганского района Москвы пришло сообщение о найденной пенсионерке Феодосии Хлобышевой. Старушку задушили в собственной квартире, а после вынесли все ее нехитрые сбережения. Подозрения пали на непутевую дочь Феодосии - Александру, которая, как впоследствии оказалось, водила дружбу с каким-то уголовником.
Вскоре Александру задержали и доставили в МУР. На допросе девица, захлебываясь слезами, поведала, что состояла в связи с главарем банды налетчиков - матерым рецидивистом Евгением Седовым. Это он надоумил сожительницу «убрать» мать и забрать ее деньги на общак. Теперь следствие знало, кого искать.
Саша указала место, где Седов может появиться. Начальник МУРа Урусов разработал целую спецоперацию по задержанию особо опасного преступника. Продумывал каждый шаг.
На улице постовые милиционеры заметили подозрительных парней. Они несли какие-то тяжелые мешки. Один каланча, а другой маленького роста. Возник вопрос, что такое тяжелое они могут нести?
Молодые люди шли спокойно, а потом неожиданно ускорили шаг. Видимо, почувствовали, за ними следят. Милиционеры бросились в погоню. Тот, что повыше, вдруг вытащил из кармана пистолет и выстрелил. Одного из патрульных ранило. Он упал, но нашел в себе силы выстрелить в ответ.
Пуля попала в верзиле в ногу. С таким ранением далеко не уйдешь. Молодого человека задержали. В мешке оказалась крупная сумма, порядка 30 тысяч рублей, и служебное удостоверение на имя Евгения Седова.
На месте преступления оперативники обнаружили гильзы. Стреляли из того же оружия, из которого застрелили инкассатора Потемкина и ранили милиционера Кривцова. Подельника задержались следом, в кармане нашли паспорт на имя Ивана Веденеева. Третьим оказалась некто Романов.
Рядовой Веденеев был абсолютно здоров, но воевать не хотел и самовольно остался в столице. Случайно познакомился с Седовым, а тот предложил у него отсидеться, пока все не утихнет. За это парень отдал Евгению свой пистолет. Веденеев боялся, страшно боялся. Все время сидел в четырех стенах. А вдруг поймают? А вдруг посадят?
Романов, в отличие от Веденеева, знал Седова давно. Сидели за одной партой. Дружили. Так образовалась банда.
Во главе был Седов, он всегда умел подчинять себе людей. Настоящий лидер. И два совершенно ведомых человека — дезертир Веденеев и бывший школьный друг Романов. Сначала преступники промышляли мелкими кражами. А потом перешли к серьезной добыче. Об инкассаторе Потемкине Седов узнал от своей знакомой, кассира завода Лидии Перевязовой.
Она рассказала, когда будут перевозить крупную сумму – 135 тысяч. И указала маршрут следования инкассатора в мельчайших подробностях. Она даже нарисовала схему. Инкассатор пойдет сюда, выйдет отсюда. Так что преступники заранее знали все шаги Потемкина.
На допросах налетчики чистосердечно признались во всех содеянных преступлениях, включая нападение на инкассатора Потемкина и похищение 135 тысяч рублей. Часть денег бандиты уже успели промотать, но основную сумму Седов прятал в тайнике в стеклянных банках на даче под Москвой. Награбленное было изъято и возвращено государству.
Военный трибунал приговорил Седова, Веденева и Романова к высшей мере наказания - расстрелу. Сообщницы главаря - кассирша Лидия Перевязова, снабдившая бандитов информацией о маршруте Потемкина, и Александра Хлобышева получили 6 и 10 лет лагерей соответственно.
Говорят, услышав приговор, Седов не шелохнулся. А у его подельников подкосились ноги. Конечно, им было страшно. Как правило, такие «люди» трясутся за свою никчемную жизнь, забывая при этом о том, как легко лишают жизни других.
Сообщение о поимке банды и приговоре было напечатано в московских газетах. Прочитала эту заметку и Глаша Русакова. Та девушка, которую бандиты жестоко обесчестили среди бела дня.
Материалы дела умалчивают, состоялось ли после ее свадьба. А Москва вздохнула с облегчением.
Милиция в очередной раз доказала, что в схватке с врагом советский закон незыблем и непоколебим. Шел 43-й год. Впереди Красную Армию ждали новые победы. А сыщики Мура приступили к расследованию нового громкого дела.