В процессе реставрации одного из самых ценных шедевров Национального музея Татарстана установлен точный период создания картины и увеличены размеры полотна.
Темой репродуктивного здоровья женщин во всем мире крупная восточноевропейская фармацевтическая компания озабочена с 2016 года, с тех пор, как реализует свою коллаборацию с ведущими музеями страны, проводит выставки женщин фотографов, художников, прямые линии с консультациями врачей, промо-акции разного плана. Инициатива производителей препаратов для работы акушеров и гинекологов неоднократно удостоена признания и госнаград.
Вслед за Эрмитажем, Петергофом и изо-музеем Екатеринбурга в этом году к масштабной акции по восстановлению былой красоты и «здоровья» женских образов присоединился и Национальный музей Республики Татарстан. Воспользовавшись социально-культурной акцией фармацевтов, музей предоставил для реставрации один из самых ценных раритетов — «Портрет царицы Сююмбике и ее семейства».
Как сообщила пресс-служба нацмузея, портрет отреставрирован руками свияжских специалистов Марии Носковой и Алексея Хохрякова. Работа длилась три месяца, и процесс позволил реставраторам установить точный период создания шедевра — середина XVIII века.
Как рассказали в музее, в процессе работы реставраторов выяснились некоторые подробности из жизни картины. Предположительно, последняя реставрация картины проводилась в конце XIX века. Еще одна любопытная деталь: картина получила химический ожог из-за щелочного клея, на который с обратной стороны полотна архивариусы посадили этикетку. Клей буквально разъел лицо служанки, но с помощью новейших технологий реставраторам удалось именно восстановить, а не дорисовать этот элемент картины. С полотна удалили верхние слови загрязнений, краски стали ярче. Затем были восстановлены пробелы на холсте, устранены потертости, заломы. После грунтовки и коррекции масляными красками полотно установили на современный подрамник. Его особенность в том, что он реагирует на изменения температуры и влаги и позволяет регулировать натяжение холста.
Женская доля ногайской ханбике
Отмечу, как выглядела ханбике ногайского происхождения, доподлинно неизвестно, ведь жила она в XVI веке. Неизвестен и автор картины, вдохновившийся ее образом два века спустя. Музейщики доподлинно знают лишь то, что в фондах хранится три живописных списка знаменитого полотна. Один из них, самый старый и наиболее поврежденный, и был выбран для реставрации. К слову, именно это изображение выпадает в первую очередь в рунете в связи с легендарной татарской царицей.
Как гласит музейная экскурсия, поселения на месте Казани возникли гораздо раньше, чем здесь появилась булгарская крепость — еще в эпоху каменного века около 6 тыс. лет назад, но существование самого Казанского ханства длилось около ста лет. Правители на престоле Казанского ханства менялись часто. В 1487-1521 годы, после взятия Казани войсками московского князя Ивана III (деда Ивана Грозного), все важнейшие решения казанские ханы должны были согласовывать с русскими воеводами-наместниками. В этот период правителями были в основном потомки Улу-Мухаммеда. С 1521 по 1551 год казанский престол занимали чаще всего представители крымской династии Гиреев — Сахиб-Гирей, его племянник Сафа-Гирей и Утямыш-Гирей, матерью которого и была знаменитая царица Сююмбике.
Первый муж Сююмбике, дочери Ногайского бия Юсуфа и праправнучки основателя ногайской орды Едигея, Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте в 1531 году и убит через четыре года при перевороте. Сююмбике стала женой Сафа-Гирея и правила Казанским ханством после его смерти в 1549-1551 годы в качестве регентши при несовершеннолетнем сыне. В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе с пятилетним сыном Утямыш-Гиреем. Впоследствии против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али. Утямыш-Гирей был оставлен на воспитание при царе Иване Грозном, был крещен как Александр Сафагиреевич, умер в 20 лет, похоронен в Архангельском соборе московского кремля как «Царь Казанский». Последние годы Сююмбике жила в Касимове, где и умерла. Могила неизвестна.
Татарская «Мона Лиза» принимает гостей в Центре Казани
Портретное изображение Сююмбике XIX века восходит к более раннему источнику, а тот, возможно, к другому источнику и даже к прижизненному изображению (что вряд ли возможно, так как противоречит исламской традиции).
18 апреля 2024 года состоялась презентация итогов реставрации для специалистов и журналистов. С приветственной речью выступила помощник Раиса Республики Татарстан Олеся Балтусова, подчеркнув, что теперь новый облик любимой народом ханбике сияет из-за музейной витрины с новой силой. К ней присоединилась и.о. министра культуры РТ Юлия Адгамова. Заместитель генерального директора Национального музея РТ по развитию Анастасия Макрополова поблагодарила компанию-спонсора за помощь в сложнейшей для музейщиков работе и преподнесла подарок — альбом «Сокровища Республики Татарстан» — книгу, идентичную размерам отреставрированной картины.
После экскурсии по залам музея гостям показали саму виновницу торжества. Надо сказать, после реставрации полотно картины расширилось на несколько сантиметров. Размер картины составляет всего 62х48 см, а столпотворение возле витрины напомнило Луврскую «Мону Лизу».
Увидеть обновленный лик ханбике можно с 19 апреля в зале с каретой Национального музея РТ.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/lica-sterty-kraski-tuskly-kak-farmacevty-preobrazili-tatarskuyu-caricu-syuyumbike-5354