Не секрет, что колористика - великая вещь. Особенно умело ей пользуются в дизайне интерьеров. Причем это не новшество. Свойства колористики начали изучать еще в Баухаусе. Например, один из его педагогов, Иоханнес Иттен, выпустил книгу «Искусство цвета», где подробно описал все свои наблюдения на этот счет. Считается, что это настольная книга любого художника, архитектора или дизайнера, ведь знания Иттена о цвете применимы к любой из вышеперечисленных областей. Книга «Искусство цвета» была написана на основе всех занятий, проведенных Иттеном в Баухаусе. В ней вы найдете множество иллюстраций, историческую справку относительно того, как художники разных эпох «орудовали» цветом, и как мы можем его применять сейчас.
Другой профессор Баухауса - Хиннерк Шепер - во многом определил облик интерьеров знаменитого дома Наркомфина в Москве. Шепер руководил малярными мастерскими Баухауса, а летом 1929 года его пригласили в столицу СССР (в тот момент связи между советскими и европейскими архитекторами еще были достаточно сильны), чтобы работать над интерьерами дома Наркомата финансов и экспериментировать с цветом в доме-коммуне.
Моисей Гинзбург, архитектор дома Наркомфина, писал, что Шепером были опробованы две гаммы для покраски помещений - теплая и холодная.
Теплая гамма в основном: потолок - светлая охра, стены - светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок - голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и наоборот, по соседству с теплой гаммой холодноватые голубые и серые. Результаты этих опытов можно считать удовлетворительными...
Задумка Шепера также заключалась в том, что покраска всех поверхностей небольших квартир - «ячеек» в разные цвета будет зрительно увеличивать пространство. И этот эффект действительно есть: если вы отправитесь на экскурсию в дом Наркомфина, вам покажут одну из ячеек, где было воссоздано колористическое решение интерьера.
Помимо объемно-пространственных свойств, цвет также обладает психологическим воздействием. Например, яркие цвета заставляют нас чувствовать себя неуютно (этим часто пользуются владельцы фастфуд-заведений, которые создают заманивающий, необычный и яркий интерьер, в котором человеку, однако, неприятно долго находиться, поэтому он быстро ест и уходит, не мешая тем самым потоку клиентов). Спокойные и приглушенные цвета у нас ассоциируются с жилыми и уютными помещениями, поэтому те кафе / рестораны / магазины, которые используют подобную палитру, стремятся показать свою доброжелательность к клиенту.
Тот же Гинзбург замечал, что цвет чрезвычайно сильно воздействует на жизненный тонус человека и его психологическое состояние, поэтому в жилье, рабочих помещениях и в индивидуальных комнатах следует быть чрезвычайно осторожным в выборе цвета.
Более яркая расцветка допустима, скорее всего, на потолке, потому что плоскость потолка попадает в сознание лишь отдельными, прерывистыми зрительными образами.
В квартире Милютина в доме Наркомфина, которую нарком финансов сам спланировал и лично выбрал цвета стен, как раз таки потолок был покрашен в темно-синий, напоминающий ночное небо. В общем, здание на Новинском бульваре практически стало одним из самых интересных мест для колористических экспериментов.
По наличию тех или иных цветов в интерьере мы можем «считать» авторский почерк некоторых дизайнеров. Например, Гарри Нуриев в своих проектах часто использует металлические поверхности, акцентом среди которых становится какой-то «кислотный» оттенок: скажем, этот прием есть в интерьере кофейни «2046» в Москве.
Иногда цвет служит более примитивным приемом: он часто является частью дизайн-кода того или иного бренда. Например, бренд «viva la vika» выбрал для себя ярко-розовый корпоративным цветом, который используется в магазинах, благодаря чему их корнеры можно отличить от других издалека. Другим примером четкой ассоциации «цвет=бренд» может стать Tiffany&&Co, практически присвоивший себе зелено-голубой оттенок, который также можно найти в интерьере любого их бутика.
Если рассматривать вопрос цвета в интерьере с исторической точки зрения, нельзя не вспомнить знаменитые «красные», «голубые» (и так далее) гостиные, которые, что называется, были в «каждом приличном доме». В тот момент яркость этих цветов никаких не осмысливалась, архитекторов и заказчиков скорее заботила «парадность» и роскошь таких колористических решений.
Подводя итог, стоит сказать, что сейчас, когда свойства цвета подробно изучены и систематизированы, мы можем применять его как сильнейший инструмент для создания уникальных, запоминающихся, но при этом психологически комфортных интерьеров.
Telegram-канал - https://t.me/Nowadesign
Автор текста - Виктория Конышкова, telegram-канал - https://t.me/attentiview