Путешествие на Верхний Амур. День второй
День второй. Встав с утра и обратив внимание, что дождь все же прекратился и на небе появились разрывы среди туч, проверив машины, не задерживаясь продолжили свой путь. На трассе, снова связался с проводником, который подтвердил одно из самых худших опасений – уровень воды над мостом превысил уровень капота машины «Урал», а, следовательно, учитывая, что иных дорог туда просто нет, наше последующее движение приобретало полную безисходность и не реализуемость маршрута экспедиции. Правда, Андрей был так же настроен встретить нас и оказать содействие в съемках фильма. Эта заинтересованность была подкреплена обещанием встретить нас на противоположном от населенного пункта берегу и на лодках переправить в село.
Сам же Андрей с дальневосточным радушием предложил в качестве места квартирования команды – свой дом. С этом обнадеживающей информацией въехали в Ерофей Павлович – крайний населенный пункт на трассе в Амурской области, далее Забайкалье, в котором нам необходимо было свернуть к Амуру и пройти по обычной гравийной дороге до Игнашино, изрядно вымоченную дождем и забытую дорожными службами.
Перед поворотом на Игнашино решили в Ерофее Павловиче докупить хлеба и лекарств (по дороге в Игнашино это будет сделать не реально, просто там нет аптек, а маленький магазин и без нас испытывает огромные трудности в связи с наводнением). На перекрестке замечаю церковь с открытой дверью, предлагаю зайти и в нее. Принимаем решение - посетить после посещения магазина и аптеки (это 5-10 мин), и быстро заходим в магазин. Какого же было удивление, когда после магазина подошли к церкви, а она уже оказалась закрыта. Именно тогда промелькнула мысль – а не знак ли – закрыта дорога к Амуру.
Но путешествие и экспедиция на то и приключения, когда следуешь согласно спланированному маршруту, а коррекцию планов реализуешь по обстоятельствам, которые Господь Бог и Матушка Природа приподносят тебе в качестве испытаний.
Дорога к Игнашино не превышает 100 км, но ехали почти три часа, выше 40 км/ч по такой дороге не поедешь, если ускоришься, то легко не заметить яму, ров и повредить подвеску, что увы произошло на обратной дороге из-за появившегося чувства уверенности в езде по бездорожью, а этого допускать нельзя. Ремонтных мастерских нет, а ближайшая помощь – это местные и пограничники. Еще можно на гравийке посечь шины и, если нет внутри камеры, то через пять минут на спущенном колесе по такой дороге, покрышка превращается в жалкие лохмотья, а запаска всего одна! Главное успеть заметить, что колесо спустило воздух, иначе можно повредить не только покрышку, но и диск.
Перед въездом в Игнашино нас встретил представитель пограничной службы со словами: «Некуда Вам больше ехать. Мост затоплен. Сообщение только на лодках, которые только должны подвезти сотрудники МЧС. Да и снимать нечего – наводнение, люди спасают свое имущество, такой воды не было на памяти ни у кого, а она продолжает подниматься». Опять связавшись с проводником, подтвердившим, что встретит нас на своей лодке, мы движемся в сторону Игнашино и ….ВОДА, ВОДА, ВОДА, которая будет всю нашу последующую экспедицию с нами, даст нам получить красивейшие кадры для фильма, но и скорректирует весь график сьемок и научных исследований, планировавшихся перед выездом!
Андрей смог подьехать только через два часа, привезя с собой подтопленцев, у которых затопило дома. Еще не совсем понимая, что происходит, мы почти с радостью садимся в лодку на встречу съемкам и приключениям. Отмечаю, что местные жители, хоть и в приподдавленом состоянии, но не в отчаянии, как любой русский человек, привыкли к сложностям судьбы на краю Земли «По дальше от Царя, да поближе к Богу», и сразу «На Бога надейся, а сам не плошай»! Ученые же остались на берегу для обустройства лагеря и подготовке к следующему дню экспедиции.
А перед нами после переправы открылась с одной стороны красивая, с другой стороны трагичная картина происходящих событий. Красота природы: зелень растений и синева мутных вод давали незабываемую картину для памяти и камеры. Вид же затопленных, где до окон, а где и под крышу, домов ввергал в тот ужас стихии, которая за считанные часы уносит все, что накоплено ни один десяток лет. Проплывая средь деревьев, Андрей говорит: «Идем над затопленными огородами». Весь весенне-летний человеческий труд как и не созревший урожай река забрала в считанные мгновенья большого половодья. Метеопост сообщает уровень воды 8 м 52 см. подьем продолжается.
Берем интервью, снимаем кадры, а сами наблюдаем картину проплывающих мимо бочек, колес, досок – дань, которую река решила забрать у жителей села. Андрей приглашает в дом. Вода только плещется у его крыльца. Местный шутник пытается по улицы, на метр залитую водой, проехать на велосипеде. Смотрится и смешно и трагично. Вот такой он русский человек – не унывает и находит смешное даже в самый сложный и трагичный момент событий. Свет в деревне уже отключен, поэтому договариваемся с Андреем о сьемках на завтра, чтоб успеть до темна на противоположный берег к лагерю – зарядить аккумуляторы и подготовить оборудование.
Темнеет, сумерки. И только попращавшись с Андреем понимаем, что перебраться на другой берег не имеем возможности. МЧС ожидается завтра, сегодня только дежурный спасатель, но он с лодкой на противоположном берегу в базовом лагере и к нам вряд ли поплывет в темноте. Назад к Андрею уже тоже не пройти, вода поднимается, а связи, ее в в обычных условиях в этих местах нет, а при стихийном бедствии и подавно. Спасает тот шутник на велосипеде. Изо всех сил гребет к нам на выручку веслами на своей лодке, но течение разлившегося Амура увлекает его все дальше и дальше от нас, но он все же побеждает!
Чтоб учесть силу течение, принимаем решение при переправе не грести веслами, а отталкиваться ими от дна, словно плывем на гандоле, а мы гандольеры, один впереди, другой конце лодки, беру весло. Как только перстаю чувствовать дно, то справа, то слева гребу веслом выравнивая нос по направлению движения на затопленный мост.
Вот и берег. Добрались до лагеря, где нас ждут ученые с готовым ужином. Усталость валит с ног. На автомате готовим оборудование к завтрашней съемке и засыпаем на ходу.