Найти тему
Russki Amur

РУССКИЙ АМУР

Путешествие на Верхний Амур. День второй

День второй. Встав с утра и обратив внимание, что дождь все же прекратился и на небе появились разрывы среди туч, проверив машины, не задерживаясь продолжили свой путь. На трассе, снова связался с проводником, который подтвердил одно из самых худших опасений – уровень воды над мостом превысил уровень капота машины «Урал», а, следовательно, учитывая, что иных дорог туда просто нет, наше последующее движение приобретало полную безисходность и не реализуемость маршрута экспедиции. Правда, Андрей был так же настроен встретить нас и оказать содействие в съемках фильма. Эта заинтересованность была подкреплена обещанием встретить нас на противоположном от населенного пункта берегу и на лодках переправить в село. 

Сам же Андрей с дальневосточным радушием предложил в качестве места квартирования команды – свой дом. С этом обнадеживающей информацией въехали в Ерофей Павлович – крайний населенный пункт на трассе в Амурской области, далее Забайкалье, в котором нам необходимо было свернуть к Амуру и пройти по обычной гравийной дороге до Игнашино, изрядно вымоченную дождем и забытую дорожными службами.

Перед поворотом на Игнашино решили в Ерофее Павловиче докупить хлеба и лекарств (по дороге в Игнашино это будет сделать не реально, просто там нет аптек, а маленький магазин и без нас испытывает огромные трудности в связи с наводнением). На перекрестке замечаю церковь с открытой дверью, предлагаю зайти и в нее. Принимаем решение - посетить после посещения магазина и аптеки (это 5-10 мин), и быстро заходим в магазин. Какого же было удивление, когда после магазина подошли к церкви, а она уже оказалась закрыта. Именно тогда промелькнула мысль – а не знак ли – закрыта дорога к Амуру.

Красоты Дальневосточной тайги
Красоты Дальневосточной тайги

Но путешествие и экспедиция на то и приключения, когда следуешь согласно спланированному маршруту, а коррекцию планов реализуешь по обстоятельствам, которые Господь Бог и Матушка Природа приподносят тебе в качестве испытаний.

Дорога к Игнашино не превышает 100 км, но ехали почти три часа, выше 40 км/ч по такой дороге не поедешь, если ускоришься, то легко не заметить яму, ров и повредить подвеску, что увы произошло на обратной дороге из-за появившегося чувства уверенности в езде по бездорожью, а этого допускать нельзя. Ремонтных мастерских нет, а ближайшая помощь – это местные и пограничники. Еще можно на гравийке посечь шины и, если нет внутри камеры, то через пять минут на спущенном колесе по такой дороге, покрышка превращается в жалкие лохмотья, а запаска всего одна! Главное успеть заметить, что колесо спустило воздух, иначе можно повредить не только покрышку, но и диск.

Каменная гряда по дороге в Игнашино
Каменная гряда по дороге в Игнашино

Перед въездом в Игнашино нас встретил представитель пограничной службы со словами: «Некуда Вам больше ехать. Мост затоплен. Сообщение только на лодках, которые только должны подвезти сотрудники МЧС. Да и снимать нечего – наводнение, люди спасают свое имущество, такой воды не было на памяти ни у кого, а она продолжает подниматься». Опять связавшись с проводником, подтвердившим, что встретит нас на своей лодке, мы движемся в сторону Игнашино и ….ВОДА, ВОДА, ВОДА, которая будет всю нашу последующую экспедицию с нами, даст нам получить красивейшие кадры для фильма, но и скорректирует весь график сьемок и научных исследований, планировавшихся перед выездом!

 В пасмурную погоду красиво, а когда выходит солнце... И словно нет наводнения, большая вода просто сьедает переходную линию между синевой неба, зеленым морем тайги и речной бурлящей гладью.
В пасмурную погоду красиво, а когда выходит солнце... И словно нет наводнения, большая вода просто сьедает переходную линию между синевой неба, зеленым морем тайги и речной бурлящей гладью.

Андрей смог подьехать только через два часа, привезя с собой подтопленцев, у которых затопило дома. Еще не совсем понимая, что происходит, мы почти с радостью садимся в лодку на встречу съемкам и приключениям. Отмечаю, что местные жители, хоть и в приподдавленом состоянии, но не в отчаянии, как любой русский человек, привыкли к сложностям судьбы на краю Земли «По дальше от Царя, да поближе к Богу», и сразу «На Бога надейся, а сам не плошай»! Ученые же остались на берегу для обустройства лагеря и подготовке к следующему дню экспедиции.

А перед нами после переправы открылась с одной стороны красивая, с другой стороны трагичная картина происходящих событий. Красота природы: зелень растений и синева мутных вод давали незабываемую картину для памяти и камеры. Вид же затопленных, где до окон, а где и под крышу, домов ввергал в тот ужас стихии, которая за считанные часы уносит все, что накоплено ни один десяток лет. Проплывая средь деревьев, Андрей говорит: «Идем над затопленными огородами». Весь весенне-летний человеческий труд как и не созревший урожай река забрала в считанные мгновенья большого половодья. Метеопост сообщает уровень воды 8 м 52 см. подьем продолжается.

Игнашино в воде
Игнашино в воде

Берем интервью, снимаем кадры, а сами наблюдаем картину проплывающих мимо бочек, колес, досок – дань, которую река решила забрать у жителей села. Андрей приглашает в дом. Вода только плещется у его крыльца. Местный шутник пытается по улицы, на метр залитую водой, проехать на велосипеде. Смотрится и смешно и трагично. Вот такой он русский человек – не унывает и находит смешное даже в самый сложный и трагичный момент событий. Свет в деревне уже отключен, поэтому договариваемся с Андреем о сьемках на завтра, чтоб успеть до темна на противоположный берег к лагерю – зарядить аккумуляторы и подготовить оборудование. 

Вот такой он русский человек – не унывает и находит смешное даже в самый сложный и трагичный момент.
Вот такой он русский человек – не унывает и находит смешное даже в самый сложный и трагичный момент.

Темнеет, сумерки. И только попращавшись с Андреем понимаем, что перебраться на другой берег не имеем возможности. МЧС ожидается завтра, сегодня только дежурный спасатель, но он с лодкой на противоположном берегу в базовом лагере и к нам вряд ли поплывет в темноте. Назад к Андрею уже тоже не пройти, вода поднимается, а связи, ее в в обычных условиях в этих местах нет, а при стихийном бедствии и подавно. Спасает тот шутник на велосипеде. Изо всех сил гребет к нам на выручку веслами на своей лодке, но течение разлившегося Амура увлекает его все дальше и дальше от нас, но он все же побеждает! 

Чтоб учесть силу течение, принимаем решение при переправе не грести веслами, а отталкиваться ими от дна, словно плывем на гандоле, а мы гандольеры, один впереди, другой конце лодки, беру весло. Как только перстаю чувствовать дно, то справа, то слева гребу веслом выравнивая нос по направлению движения на затопленный мост.

Где же он берег?
Где же он берег?

Вот и берег. Добрались до лагеря, где нас ждут ученые с готовым ужином. Усталость валит с ног. На автомате готовим оборудование к завтрашней съемке и засыпаем на ходу.