Я думаю, ни для кого не секрет, что такое бонус за "приведи друга". Подобные акции есть во всех областях. Друг покупает в магазине что-то и указывает твой уникальный код - ему скидка, тебе бонус. Вряд ли друг назовет вас за это жадным и хитрым:)
Однако, совсем иначе обстоят дела в мире дизайнеров. Бытует мнение, что дизайнеры все "продажные" и ставят вам в проекты только ту мебель и материалы, с поставщиками которых они "в доле". Что же это за доля и есть ли она вообще?)
Вообще-то, большинство магазинов и производителей мебели, отделки, сантехники, фурнитуры, бытовой техники сотрудничают с дизайнерами. Это вообще не секрет. На сайте многих мебельных вы можете найти раздел "для дизайнеров", предлагающий обмен контактами. Но сотрудничество бывает разным.
- Процент от покупки. Тут все просто. Дизайнер приводит клиента, клиент делает заказ (сам или через дизайнера - зависит от условия), оплачивает его. Когда заказанные товары оказываются у клиента, дизайнер получает оговоренный процент.
- Процент и/или скидка. Схема как в прошлом пункте, но более гибкая. В зависимости от ситуации, дизайнер может "поделиться" с клиентом и попросить часть своей выгоды (или полностью) отдать клиенту в качестве скидки.
- Оптовые цены/особые скидки. Заказывайте через дизайнера и получайте товар дешевле.
- Персональный подход в обслуживании. Часто сочетается с предыдущим пунктом. Дизайнер может обратиться к поставщику за 3D моделями, "лицами" плитки, полными характеристиками, консультацией по проекту, помощью в подборе альтернатив и т.д.
- Я не могу не рассказать об ещё одной схеме. Эта схема и породила недоверие к рекомендациям от дизайнера. Это когда поставщик предлагает дизайнеру "нарисовать" какую хочешь стоимость товара, чтобы все, что выше реальной стоимости получил дизайнер себе в карман. Да, звучит очень плохо, не очень законно и сейчас такая схема скорее редкость. Среди тех дизайнеров, которых я знаю лично, такой подход осуждается и компания скорее попадает в игнор. Но не буду утверждать, что схема вымерла совсем. Работать так или нет - личное решение каждого.
Какая из схем нравится лично мне и в каких случаях?
Мне нравится гибкая схема, когда дизайнер получает процент и/или клиент получает скидку. Почему? Здесь можно рассмотреть две ситуации:
- Если у дизайнера заказывают авторское сопровождение с комплектацией. Это когда дизайнер занимается подбором и закупкой материалов и мебели за вас) Это отдельная услуга, она не входит в дизайн-проект. И она отдельно оплачивается. В этом случае дизайнер получил уже оплату и совершенно нормальным будет вместо бонуса от поставщика выбить заказчику скидку на эту сумму.
- Если у дизайнера не заказывают комплектацию. В этом случае, если заказчик купит мебель в магазине по моей наводке, будет уместно получить за это свой бонус:)
Но все это совершенно не значит, что при выборе поставщика я пойду к тому, с которым мне выгоднее работать. Если тот, который платит хорошие бонусы, косячит в производстве или сроках, мне совершенно невыгодно его кому-то советовать. Какой толк в тех бонусах, если раньше, чем я их получу, заказчик меня "съест" за некачественную рекомендацию?))
Кстати, по закону дизайнер должен ставить заказчика в известность, если получает какие-то бонусы от поставщика. Вот так вот:)