Найти тему

Почему замена масла раз в 10 000 км ведет к поломке двигателя - разбор от эксперта

В данной подробной статье профессиональный мотор-мастер объясняет, почему широко распространенная практика менять моторное масло раз в 10 000 км пробега крайне вредна для двигателя. Вы узнаете о причинах деградации масла, последствиях использования отработанной смазки - от износа деталей до капремонта мотора.
В данной подробной статье профессиональный мотор-мастер объясняет, почему широко распространенная практика менять моторное масло раз в 10 000 км пробега крайне вредна для двигателя. Вы узнаете о причинах деградации масла, последствиях использования отработанной смазки - от износа деталей до капремонта мотора.

Все мы знаем, что моторное масло играет важнейшую роль в работе двигателя внутреннего сгорания. Оно смазывает движущиеся части, отводит тепло, защищает от коррозии и продлевает срок службы мотора. Однако многие автовладельцы придерживаются устаревшей практики менять масло раз в 10 000 км пробега, не задумываясь о последствиях. Эксперты-мотористы рекомендуют менять масло гораздо чаще, и в этой статье мы разберем причины.

Деградация моторного масла

Каждое масло, даже самого высокого качества, со временем теряет свои смазывающие, охлаждающие и защитные свойства. В процессе работы двигателя в масло попадают продукты сгорания топлива, металлическая стружка от изнашивания деталей, вода и другие загрязняющие вещества. Вязкость масла снижается, оно окисляется и теряет свои защитные функции.

Факторы, влияющие на скорость деградации масла

  • Тип двигателя и условия эксплуатации. В турбированных, высокофорсированных моторах масло стареет быстрее из-за более высоких температур и давлений. Частые старты-остановки, движение в городском цикле также ускоряют деградацию.
  • Качество топлива и масла. Более дешевые, некачественные масла с меньшими ресурсными показателями быстрее теряют свойства. Низкосортное топливо также негативно влияет на состав масла.
  • Интервал замены. Чем дольше масло находится в двигателе, тем больше оно загрязняется и окисляется. Производители указывают оптимальные интервалы замены исходя из минимального риска поломки.

Последствия эксплуатации с отработавшим маслом

Использование старого, деградировавшего масла чревато серьезными проблемами и дорогостоящим ремонтом двигателя:

  1. Износ деталей. Отсутствие должной смазки и охлаждения приводит к усиленному трению, перегреву и быстрому изнашиванию цилиндро-поршневой группы, подшипников, распредвала и прочих узлов. В масле накапливается абразивная металлическая стружка, способствуя еще большему износу.
  2. Выход из строя гидрокомпенсаторов, гидротолкателей и гидронатяжителя ГРМ. Загрязненное масло забивает тонкие масляные каналы этих узлов, вызывая поломку привода ГРМ и гидравлической системы регулировки зазоров клапанов.
  3. Закоксовывание колец, кольцевых канавок и поршневой группы. Отработавшее масло образует твердые отложения лаков и нагара на деталях, что затрудняет перемещение поршней и ухудшает качество сгорания топливной смеси.
  4. Преждевременное разрушение масляного насоса и масляных магистралей. Абразивные частицы изнашивают и разрушают детали масляной системы, что может привести к полной потере смазки.
  5. Выходная из строя системы турбонаддува. Высокие температуры и загрязнения приводят к поломкам деталей турбин и блока управления турбонаддувом.

Экономическая нецелесообразность экономии на замене масла

Кажется, выгодно ездить 10 000 км, чтобы сэкономить на трудозатратах и стоимости масла. Однако на самом деле затраты на капитальный ремонт изношенного мотора или покупку нового двигателя во много раз превышают регулярные бюджетные затраты на своевременную замену и обслуживание.

Как часто менять масло?

Оптимальный интервал замены зависит от многих факторов — условий эксплуатации, типа двигателя, качества применяемых технических жидкостей и прочих параметров. В инструкции по эксплуатации производитель указывает два периодичности — жесткий и мягкий регламенты замены:

  • Жесткий регламент - максимальный безопасный пробег без деградации смазки — обычно 5000-7000 км или 6-12 месяцев.
  • Мягкий регламент — для экономии в спокойном режиме эксплуатации возможно увеличение интервала до 10 000 - 15 000 км.

Стоит заметить, что даже при указанных коротких пробегах необходимо регулярно проверять состояние масла по цвету, запаху, анализам и менять раньше в случае сильного загрязнения.

Моторное масло с увеличенным ресурсом

Производители постоянно работают над улучшением характеристик масел. Уже сейчас есть продукты с заявленным ресурсом до 25 000 - 30 000 км, но они весьма дороги. Многие автовладельцы предпочитают менять недорогое обычное масло чаще, чем переплачивать. Следует помнить, что при покупке нового авто выбор сверхдолгоиграющей смазки не самый практичный вариант с учетом будущего обслуживания в автосервисах.

Анализ масла

Профессиональные техцентры и сервисы часто предлагают услугу анализа отработанного масла для определения его текущего состояния и остаточного ресурса. Образец жидкости исследуется в лаборатории по многим параметрам:

  • Содержание продуктов износа (металлических частиц от трущихся деталей).
  • Уровень окисления и нитрирования масла.
  • Количество топлива, охлаждающей жидкости, воды в масле.
  • Изменение вязкости и щелочного числа.

По результатам анализа можно понять, насколько сильно изношены детали двигателя, и принять решение о необходимости замены или продлении интервала эксплуатации смазки.

Правильная замена масла

Процедура слива отработки и заливки свежего масла тоже влияет на ресурс двигателя. Необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Прогреть двигатель для лучшего удаления всех загрязнений.
  2. Слить старое масло через нижний сливной патрубок поддона.
  3. Заменить масляный фильтр на новый.
  4. Залить новую порцию рекомендованного производителем масла нужного объема и класса вязкости.
  5. Запустить двигатель и дать поработать 1-2 минуты для прокачки смазки.
  6. Выключить мотор и после 5-10 минут долить масло до требуемого уровня, если необходимо.

Профессиональный сервис или самостоятельная замена?

Многие автовладельцы предпочитают экономить и самостоятельно менять масло, опираясь на инструкцию. Тем не менее, обслуживание в профессиональных техцентрах обычно более качественное, включает дополнительную диагностику систем двигателя и рекомендации по дальнейшей эксплуатации. Стоимость работ вполне сопоставима с затратами на расходники при самостоятельном обслуживании.

Авто
268,3 тыс интересуются