Все мы знаем, что моторное масло играет важнейшую роль в работе двигателя внутреннего сгорания. Оно смазывает движущиеся части, отводит тепло, защищает от коррозии и продлевает срок службы мотора. Однако многие автовладельцы придерживаются устаревшей практики менять масло раз в 10 000 км пробега, не задумываясь о последствиях. Эксперты-мотористы рекомендуют менять масло гораздо чаще, и в этой статье мы разберем причины.
Деградация моторного масла
Каждое масло, даже самого высокого качества, со временем теряет свои смазывающие, охлаждающие и защитные свойства. В процессе работы двигателя в масло попадают продукты сгорания топлива, металлическая стружка от изнашивания деталей, вода и другие загрязняющие вещества. Вязкость масла снижается, оно окисляется и теряет свои защитные функции.
Факторы, влияющие на скорость деградации масла
- Тип двигателя и условия эксплуатации. В турбированных, высокофорсированных моторах масло стареет быстрее из-за более высоких температур и давлений. Частые старты-остановки, движение в городском цикле также ускоряют деградацию.
- Качество топлива и масла. Более дешевые, некачественные масла с меньшими ресурсными показателями быстрее теряют свойства. Низкосортное топливо также негативно влияет на состав масла.
- Интервал замены. Чем дольше масло находится в двигателе, тем больше оно загрязняется и окисляется. Производители указывают оптимальные интервалы замены исходя из минимального риска поломки.
Последствия эксплуатации с отработавшим маслом
Использование старого, деградировавшего масла чревато серьезными проблемами и дорогостоящим ремонтом двигателя:
- Износ деталей. Отсутствие должной смазки и охлаждения приводит к усиленному трению, перегреву и быстрому изнашиванию цилиндро-поршневой группы, подшипников, распредвала и прочих узлов. В масле накапливается абразивная металлическая стружка, способствуя еще большему износу.
- Выход из строя гидрокомпенсаторов, гидротолкателей и гидронатяжителя ГРМ. Загрязненное масло забивает тонкие масляные каналы этих узлов, вызывая поломку привода ГРМ и гидравлической системы регулировки зазоров клапанов.
- Закоксовывание колец, кольцевых канавок и поршневой группы. Отработавшее масло образует твердые отложения лаков и нагара на деталях, что затрудняет перемещение поршней и ухудшает качество сгорания топливной смеси.
- Преждевременное разрушение масляного насоса и масляных магистралей. Абразивные частицы изнашивают и разрушают детали масляной системы, что может привести к полной потере смазки.
- Выходная из строя системы турбонаддува. Высокие температуры и загрязнения приводят к поломкам деталей турбин и блока управления турбонаддувом.
Экономическая нецелесообразность экономии на замене масла
Кажется, выгодно ездить 10 000 км, чтобы сэкономить на трудозатратах и стоимости масла. Однако на самом деле затраты на капитальный ремонт изношенного мотора или покупку нового двигателя во много раз превышают регулярные бюджетные затраты на своевременную замену и обслуживание.
Как часто менять масло?
Оптимальный интервал замены зависит от многих факторов — условий эксплуатации, типа двигателя, качества применяемых технических жидкостей и прочих параметров. В инструкции по эксплуатации производитель указывает два периодичности — жесткий и мягкий регламенты замены:
- Жесткий регламент - максимальный безопасный пробег без деградации смазки — обычно 5000-7000 км или 6-12 месяцев.
- Мягкий регламент — для экономии в спокойном режиме эксплуатации возможно увеличение интервала до 10 000 - 15 000 км.
Стоит заметить, что даже при указанных коротких пробегах необходимо регулярно проверять состояние масла по цвету, запаху, анализам и менять раньше в случае сильного загрязнения.
Моторное масло с увеличенным ресурсом
Производители постоянно работают над улучшением характеристик масел. Уже сейчас есть продукты с заявленным ресурсом до 25 000 - 30 000 км, но они весьма дороги. Многие автовладельцы предпочитают менять недорогое обычное масло чаще, чем переплачивать. Следует помнить, что при покупке нового авто выбор сверхдолгоиграющей смазки не самый практичный вариант с учетом будущего обслуживания в автосервисах.
Анализ масла
Профессиональные техцентры и сервисы часто предлагают услугу анализа отработанного масла для определения его текущего состояния и остаточного ресурса. Образец жидкости исследуется в лаборатории по многим параметрам:
- Содержание продуктов износа (металлических частиц от трущихся деталей).
- Уровень окисления и нитрирования масла.
- Количество топлива, охлаждающей жидкости, воды в масле.
- Изменение вязкости и щелочного числа.
По результатам анализа можно понять, насколько сильно изношены детали двигателя, и принять решение о необходимости замены или продлении интервала эксплуатации смазки.
Правильная замена масла
Процедура слива отработки и заливки свежего масла тоже влияет на ресурс двигателя. Необходимо придерживаться следующих правил:
- Прогреть двигатель для лучшего удаления всех загрязнений.
- Слить старое масло через нижний сливной патрубок поддона.
- Заменить масляный фильтр на новый.
- Залить новую порцию рекомендованного производителем масла нужного объема и класса вязкости.
- Запустить двигатель и дать поработать 1-2 минуты для прокачки смазки.
- Выключить мотор и после 5-10 минут долить масло до требуемого уровня, если необходимо.
Профессиональный сервис или самостоятельная замена?
Многие автовладельцы предпочитают экономить и самостоятельно менять масло, опираясь на инструкцию. Тем не менее, обслуживание в профессиональных техцентрах обычно более качественное, включает дополнительную диагностику систем двигателя и рекомендации по дальнейшей эксплуатации. Стоимость работ вполне сопоставима с затратами на расходники при самостоятельном обслуживании.