Ричард Ярдумян – армянский композитор классической музыки
Родился 5 апреля 1917 года в Филадельфии, Пенсильвания. Он был младшим из десяти детей вынужденно иммигрировавших родителей. Мать была педагогом и органистом, отец, преподобный Хейг Ярдумян, был основателем и пастором армянской евангелической общины Филадельфии, которая позже стала Конгрегационалистской церковью армянских мучеников, ныне расположенной в Хавертауне, Пенсильвания.
О ранней жизни композитора написано мало, но известно, что его семья была музыкальной. Илия Ярдумян, концертный пианист и выпускник Института Кертиса, был музыкальным наставником своего младшего брата Ричарда, который начал сочинять в 14 лет и начал формальное изучение фортепиано, гармонии, теории и контрапункта в возрасте 21 года. Ему было всего 19, когда он написал свою самую популярную пьесу "Армянская сюита".
Это произведение, позже записанное Филадельфийским оркестром, симфоническим оркестром Юты, симфоническим оркестром Борнмута и Сингапурским симфоническим оркестром, также использовалось в качестве фирменной темы для радиопрограммы «Голос Америки за железным занавесом». Ранние композиции Ярдумяна часто отражают армянские народные песни и религиозные мелодии, с которыми он познакомился в детстве.
Великая депрессия не позволила Ярдумяну получить углубленное формальное музыкальное образование, но он продолжал прогрессировать в свободное время. Он был рядовым армии во время Второй мировой, когда в 1945 году состоялась премьера оперы Юджина Орманди и Филадельфийского оркестра "Пустынный город", которая ознаменовала дебют Ярдумяна как композитора. Это также было началом его долгого сотрудничества с Орманди, которое привело к нескольким записям на лейбле «Columbia».
За всю историю их отношений Филадельфийский оркестр исполнил премьеры десяти произведений Ярдумяна, в результате чего общее количество известных выступлений по всему миру достигло почти 100. В 1967 году Фордхэмский университет, отмечая свое 125-летие, поручил Ярдумяну написать мессу "Приди, Дух творца", премьера которой состоялась в том же году в Линкольн-центре с участием меццо-сопрано Лили Чукасян. Это музыкально сложное произведение в настоящее время редко, если вообще когда-либо исполняется, тем не менее, оно представляет собой интересный вклад в католический музыкальный канон.
В 1950-х годах Ярдумян начал писать гимны для Новой Церкви Господа - Новой Иеросолимы, общины Сведенборга, в Брин-Атине, Пенсильвания, церкви, к которой он позже присоединился и стал музыкальным руководителем. Ярдумян умер от осложнений, последовавших за сердечным приступом, у себя дома в Брин-Атине, Пенсильвания, 15 августа 1985 года. Он был отцом тринадцати детей, в том числе пианистки Веры Ярдумян и художника Нишана Ярдумяна.
Армянский композитор автор многих фортепианных, инструментальных и оркестровых произведений. Его произведения исполняются во многих городах Америки и в разных странах мира. Музыка Ричарда Ярдумяна грандиозная по своей природе, но не сильно диссонирующая или резкая, вместо этого опирающаяся на вдохновляющие темы. В завершении процитируем композитора: «Я твердо верю, что чем скорее церкви снова займутся продвижением и поощрением искусства, тем скорее может родиться через столетие другое Иоганн Себастьян Бах!».