Личность включает в себя уникальные мысли, чувства, поведение и мотивацию. Часто в обществе человека оценивают, ориентируясь на его родителей. Каждый из нас встречался с этим в жизни. Но все ли понимают до конца, как же гены родственников повлияют на их характер и влияют ли на самом деле. Что сильнее - наследственность или воспитание? Как же формируется характер человека?
- Для полного погружения в тему необходимо ориентироваться в следующих понятиях:
Темперамент - это врожденные физиологические особенности организма, определяющие уровень активности, реакции на стресс и восприятие внешнего мира.
Убеждения - это система ценностей, верований и идей, в которых человек полностью уверен и которые использует для определения своего мировоззрения и принятия решений.
Ценности - это основные устои и принципы, которые определяют важность и приоритетность различных аспектов жизни, а также моральные нормы и убеждения, по которым человек оценивает свои поступки и поступки других.
Характер - это совокупность индивидуальных психических особенностей человека, определяющих его поведение, реакции на окружающую среду, принципы действий и моральные качества.
- Рассмотрим влияние основных факторов на личность:
Наследственность
Наследственность - это генетический материал, который человек наследует от своих родителей, поэтому гены определяют как физические характеристики (рост, цвет глаз), так и личностные качества. Например, исследования показали - гены могут повлиять на образование экстраверсии, покладистого характера, невротизма.
Однако важно помнить, что они лишь закладывают основу для определенных черт личности, но не предопределяют их. Развитие врождённых задатков происходит непосредственно в социуме.
Воспитание
Среда, в которой растет человек (атмосфера в семье, стиль воспитания, культура) сказывается на формировании личности не меньше наследственности.
Так дети, выросшие в заботе, благоприятных условиях для жизни, как правило, ярче развивают свои позитивные черты личности - эмпатию, чувство собственного достоинства. И, наоборот, у детей, подвергшихся пренебрежению или жестокому обращению, быстрее появляются черты негативные – агрессивность, тревожность и т.д.
А экономический анализ преступности Беккера "Преступление и наказание: экономический подход" говорит о том, что склонность к риску, нетерпеливость и эгоизм чаще приводят к совершению преступлений людьми с низким уровнем образования.
Социальное обучение
Теория социального научения Альберта Бандуры предполагает формирование личности именно в процессе взаимодействия с другими людьми. Дети учатся, подражая поведению своих родственников, сверстников, различным авторитетным для них людям. Обучение поощрением и наказанием также результативно. Например, у того ребёнка, которого поощряют за доброту и помощь, с большей вероятностью разовьются эти черты характера. Не стоит забывать о столь очевидных основах и хвалить таланты подрастающего поколения чаще, чем корить за оплошности.
Когнитивные факторы
Когнитивные факторы (интеллект, самосознание), также являются основой личности. Люди с высоким интеллектом обычно более открыты новому опыту и лучше адаптируются к изменениям. Самосознание позволяет людям размышлять о своих мыслях и чувствах и делать выбор, соответствующий их ценностям.
Обычно когнитивные факторы - это результат генетических и окружающих нас факторов, таких как образование, социальных условия и прочее. Да, генетически когнитивные способности передаются потомкам от родителей, однако они не являются абсолютными и могут, как проявляться, так и быть непознанными самим их носителем. Возможно, кто-то из нас мог бы стать гениальным полководцем, однако в современном мире нет тех условий, что смогли бы развить этот талант или хотя бы дать понять о его наличии.
Эпигенетика
Эпигенетика - это довольно новая область науки, которая позволит взглянуть на формирование живых существ под абсолютно новым углом, понять такие тонкости и нюансы, что изменят наше восприятие, ведь исследования показывают, что определенные воздействия окружающей среды могут вызывать изменения в экспрессии генов. Эпигенетические изменения сохраняются в ряде митотических делений соматических клеток и могут передаваться следующим поколениям. Например, у детей, переживших травму, могут быть эпигенетические изменения. Эти изменения повышают риск развития психических расстройств в дальнейшем. Благодаря многочисленным исследованиям было установлено, что дети, подвергшиеся разного рода насилию или лишившиеся родительской заботы в раннем детстве, искажаются функции нервной системы. Эти изменения закреплялись эпигенетически, то есть в клетках мозга. Таким детям присуща неадекватная реакция на раздражители, пусть и незначительные. Во взрослом же возрасте не редко возникает склонность к алкоголизму, наркомании, суициду и прочим негативным поступкам.
Вот почему первые годы жизни – одни из самых важных. От того, сколько времени родители уделяли своему малышу в этот период, будет зависеть формирование его социального поведения. Закладываются все основы характера: будет ли он психологически устойчивым, коммуникабельным и успешным или же склонным к депрессиям и расстройствам.
Однако то, что эпигенетические «метки», в отличие от генетических, появляются из-за внешних враждебных факторов, а не закладываются природой, является доказательством того, что эти самые «метки» могут быть обратимы при определённых обстоятельствах. В дальнейшем это позволит открыть принципиально новые методы лечения самых разных недугов, вызванных у человека негативными модификациями генов. Судя по тому, с каким темпом развивается наука, вероятнее всего мир уже стоит на пороге такого значимого открытия.
Как же всё-таки формируется личность?
Исходя из всех тех аспектов, что были затронуты в статье, можно сделать вывод о том, что человек - очень сложен и многогранен. Его личность не может быть обусловлена лишь чем-то определённым. Окончательной теории о том, как формируется личность, пока не существует, однако исследования показывают, что это определённо взаимодействие генетических и средовых факторов. А самое главное то, что даже генетические данные могут подвергнуться негативным эпигенетическим изменениям.
Отсюда можно сделать вывод – забота близких людей, приемлемые условия жизни, отсутствие перманентного стресса, качественное образование, высокие нравственные ценности, благопристойное общество – уменьшат многократно все риски, связанные с деструктивным поведением.
Хвалите, поощряйте рвение к изучению чего-то нового, подавайте правильный пример и тогда личность этого сформировавшегося человека будет наполнена самыми разными положительными качествами. Да, соблюсти абсолютно все «тепличные» условия практически нереально, ведь слишком многое зависит не от нас (общество, семья, в которой мы родились, и многое другое).
Поэтому не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психологии, дабы понять себя, свои проблемы и начать их решать. Получить рекомендации и советы по тому, как воспитывать детей, вести себя в том или ином обществе будет также крайне полезно.
Исследования по эпигенетике :
- Meaney M.J., Szyf M., Seckl J.R. (2007). Epigenetic mechanisms of perinatal programming of hypothalamic pituitary adrenal function and health. Trends Mol. Med. 13, 269–277;
- Labonte B. and Turecki G. (2010). The epigenetics of suicide: explaining the biological effects of early life environmental adversity. Arch. Suicide Res. 14, 291–310;
- Nielsen D.A., Utrankar A., Reyes J.A., Simons D.D., Kosten T.R. (2012). Epigenetics of drug abuse: predisposition or response. Pharmacogenomics. 13, 1149–1160;
- Nieratschker V., Batra A., Fallgatter A. (2013). Genetics and epigenetics of alcohol dependence. J. Mol. Psychiatry. 1, 1–6;