Каждый желающий может проверить свою грамотность, приняв участие в ежегодном Тотальном диктанте. Этой весной диктант состоится 20 апреля и пройдет уже в 20-й раз. Участники будут писать текст дистанционно или в заранее объявленных библиотеках, культурных центрах, вузовских аудиториях. Тексты диктантов создаются известными российскими писателями, в этом году автором стала Анна Матвеева.
Проза Анны Матвеевой отличается красивыми спокойными фразами, смысл которых не утопает в бесконечных подробностях. Героями книг иногда становятся близкие люди, живущие в родном Екатеринбурге. Писательница выпустила полтора десятка книг с романами и рассказами, многие из которых сама начитала для аудиокниг. Возможно, чтецкий опыт в какой-то мере помогает Анне строить предложения без множества придаточных, без обилия тире и скобок – все это читать и понимать на слух не всегда удобно.
На недавней встрече с читателями Анна сказала, что текст для Тотального диктанта получился не очень сложным, но и не самым простым. Тема диктанта – «Дневники как литературный жанр и явление нашей жизни», текст перекликается с романом «Каждые сто лет», героини которого ведут дневники. Отрывки из других книг Анны Матвеевой разбирались на бесплатных онлайн-занятиях, они доступны для всех желающих на сайте Тотального диктанта.
Текст, который будет озвучен 20 апреля, пока держится в секрете. Известно, что он состоит из четырех частей, предназначенных для поочередного прочтения в разных часовых поясах: сначала по дальневосточному времени, затем по томскому и по московскому, а в завершении – для зарубежных участников. Анна Матвеева будет читать вторую часть текста в Томске, который выбран столицей Тотального диктанта-2024.
Нашему каналу «Книжный слушатель», конечно же, было интересно узнать, почему Анна Матвеева сама озвучивает свои аудиокниги, не доверяя профессиональным актерам. Писательница ответила охотно и подробно.
«Мне нравится процесс чтения у микрофона, –сказала Анна. – Я была не очень довольна своей работой в первой записанной аудиокниге, но потом с каждым разом получалось лучше. Да, чтение у микрофона – это серьезная нагрузка на чувства, на голос, на зрение, но результат стоит затраченных усилий. Более того, при чтении вслух я замечаю какие-то несовершенства в тексте, исправляю их в аудиоверсии и затем в допечатываемых тиражах. Я даже стала читать отрывки вслух, когда еще пишу или редактирую новую книгу, потому что произнесение фразы позволяет сделать ее точнее и почувствовать ритм текста, который в прозе так же важен, как и в поэзии».
Признаюсь, что лично я познакомилась с книгами Анны Матвеевой благодаря Тотальному диктанту. И начала слушать ее аудиокнигу «Каждые сто лет», скоро поделюсь впечатлениями.