А вы нервничали, когда надо было выступить перед публикой? Стеснялись ли вы когда-нибудь, чувствовали ли неуверенность, сомневались ли в себе? У меня было все это. Я помню свое первое выступление в RedeflussMoskau (RFM). Задачей для моей первой речи было представить себя. Это может сделать каждый, но меня уже до выступления потряхивало внутри. После каждого слова выступающих передо мной я словно замирала в ожидании, что сейчас меня объявят.
Вышла на «сцену» с черновиком в руках для подстраховки. Начала неплохо. Голос немного дрожал. Но говорила по тексту, не подглядывая. Где-то в конце своего выступления я запнулась. Не могла найти слова, чтобы продолжить. Волнение нарастало, и меня захватило состояние бессилия. Я отчаянно пыталась вспомнить, что же там дальше. Это было фиаско. Я заглянула в черновик. Завершив речь, я с чувством недовольства и разочарования заняла место в зале. Тогда у нас была такая практика: после выступления каждый слушатель давал письменную оценку услышанного. Я получила несколько листков со словами поддержки и главным советом – тщательная подготовка поможет. Так, я стала репетировать своих речи тщательнее.
Основательная подготовка помогает. Больше не было ступора. Если я отступаю от задуманного, забываю текст, я нахожу слова для продолжения. Репетиции жестов и голоса перед зеркалом помогают раскрепоститься. Помню раньше, смотрела на себя и понимала, что как-то неловко все: жесты лишние, тело скованное, а голос – будто говорю без интонации вообще. Сейчас я стала опытнее и увереннее. Кроме этого, выполнение разных ролей в своем клубе RedeflussMoskau и на встречах Toastmasters помогли мне поверить в свои силы.
Раньше, когда передо мной возникала новая задача, я задумывалась: А справлюсь ли я? Сейчас, в таких ситуациях, я говорю «могу». Например, президент нашего клуба попросила ее подменить – по личным причинам она временно не может участвовать в деятельности клуба. Я без сомнений взяла на себя эту роль, помимо своей собственной – секретаря. Поэтому сейчас я еще и ВРИО Президента клуба RFM. Заметила еще, что я стала легче идти на контакт.
Бывали у вас ситуации, когда незнакомый человек обращался к вам? Например, вы – в лифте или в очереди. Раньше, я отмалчивалась. Могла среагировать жестами: пожать плечами, кивнуть, указать пальцем или кратко сказать «да», «наверно». Даже на милонгах (танцевальных танго-вечерах), где люди танцуют, знакомятся и общаются. Это была моя стандартная реакция, когда ко мне обращались. А задать вопрос или попросить помощи для меня было что-то непосильное. И, когда я собиралась на какое-нибудь общественное мероприятие в новое для меня место, я испытывала смешанное чувство предвкушения и волнения. Там же будут неизвестные мне люди - наверно придется общаться. Сейчас это не проблема. Я хожу в новые места, не испытывая волнения. Я могу продолжить разговор с неизвестным человеком, без стеснения попросить помощи или задать вопрос. Этому я научилась в RFM Toastmasters.
Я не сразу поняла, как изменилась. Сейчас оглядываясь в прошлое, вижу на сколько. Когда я пришла в RedeflussMoskau, то я не представляла, к чему это приведет. Наверно, причина - не только моя деятельность в клубе. Танцы тоже помогают мне в этом. Но без сомнений, клуб - это единственное, что помогает мне развивать вербальное общение, к тому же на немецком языке. Но нельзя менять в себе что-то одно, не меняясь в целом. Как нельзя отделить тело от внутреннего мира. Все тесно связано. Поэтому, если хочешь измениться, можно начать с чего-то одного.