26 февраля президент Франции Эммануэль Макрон по итогам парижской конференции, посвященной У, не исключил возможность отправки сухопутных войск западных стран в зону проведения специальной военной операции. "Поражение России необходимо для безопасности и стабильности в Европе", - сказал французский президент.
Однако он не стал вдаваться в детали, сославшись на "стратегическую двусмысленность" этого предложения. Таким образом, якобы, у России должны сформироваться опасения реальности таких шагов, хотя они и маловероятны.
Следует отметить, что основные западные союзники открестились от предложения Эммануэля Макрона, об этом заявили в Германии и Италии, самое главное, что исключили такой вариант развития событий в США. Генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу ничего не осталось, как повторить заявление американских чиновников о том, что НАТО не планирует ввод войск на У.
Пытаясь прояснить ситуацию, президент Франции дал интервью ведущим телеканалов TF1 и France 2, в Елисейском дворце. Эммануэль Макрон заверил, что Париж готов принять решения, которые гарантируют, что Москва никогда не победит в конфликте на У, так как это отразится на авторитете Европы. У должна победить. Для Франции красных линий не будет - утверждал он. В то же время, когда журналистка спросила, что это "не исключает отправки войск на У?" президент Франции сравнил ситуацию с тем, что она сидит на стуле, но не может исключать, что встанет с него.
Данное сравнение явно не соответствует уровню вопроса "войны и мира" в Европе, но именно таков уровень инфантильности Эммануэля Макрона. Лидер фракции правой партии "Национальное объединение" во французском парламенте Марин Ле Пен заявила, что такими безответственными заявлениями президент Франции ведет страну к войне.
Она объяснила, что подобные высказывания - это предвыборная риторика перед выборами в Европарламент. По словам Марин Ле Пен, у Франции нет жизненных интересов в У, а Россия не стремится воевать со всей Европой. Отвечая на критику со стороны провластных политиков, она пояснила, что их стратегия - упрощать текущую ситуацию до предела: "Вы либо сторонник Макрона, а если вы не сторонник Макрона, то вы за Путина".
Глава французской партии "Непокорённая Франция" Жан-Люк Меланшон заявил, что "абсурдно думать, что, напугав Путина, мы заставим его отступить". "Мы не в том положении, чтобы угрожать России", предупредил он французов. "Никто не может завоевать страну, в которой семь часовых поясов и которая уже победила, как Наполеона, так и Гитлера".
Эрик Земмур, руководитель другой оппозиционной партии "Реконкиста" сказал, что Эммануэль Макрон своими заявлениями по У хочет напугать не Владимира Путина, а французов. В интервью СМИ политик объяснил, что французский президент использует эту риторику для манипулирования широкими массами, так как убеждён, что граждане объединяются вокруг главы государства в моменты опасности.
Это были заявления лидеров оппозиции к президенту Франции. Однако даже его сторонники предупреждают об ошибках в проведении "красных линий" по У. Именно такую точку зрения по этому вопросу высказал бывший министр иностранных дел и экс премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. Стоит учитывать авторитет этого политика, так как он руководил не одним политическим движением во Франции и поддерживал избрание Макрона на пост президента.
Доминик де Вильпен заявил, что отказ от красных линий - это не то, что ждут от Франции ее европейские союзники, необходимо придерживаться идеи "стратегической двусмысленности". Существует пять конкретных рисков при повышении планки эскалации, если французские войска отправятся на У.
Во-первых, это расширение конфликта, так как и другие страны могут увидеть в произошедшем возможность помочь России своими собственными военными. В небе над У может появиться авиация из стран Глобального юга, которые хотят свести счеты с Западом. Западные страны не справились с задачей дипломатической изоляции России, поэтому такой риск стоит учитывать, считает французский политик.
Во-вторых, прямое вовлечение стран Запада в конфликт на У может спровоцировать возникновение новых военных конфликтов. Сегодняшняя проблематика в мире не сводится на одной У и Запад может не справиться вести войны на пяти континентах. Все это также влечет риск роста террористических атак, а Франция собирается провести олимпиаду в этом году.
В качестве четвертого риска для Франции Доминик де Вильпен называл выборы в США, где президентом может стать Дональд Трамп и нарастающую политику изоляционизма во всем мире. Заключительным, пятым риском была названа ядерная угроза. Ведь прямое столкновение французских и российских войск на У- это совсем иная ситуация, что была в годы "Холодной войны", как могут развиваться события между двумя ядерными державами в этом случае, очень трудно предсказать и то, как будут соблюдаться принципы "ядерного сдерживания".
Затем Доминик де Вильпен объяснил журналистам, что Франция даже не готовилась к ведению боевых действий на У. Экономика страны не переведена на военные рельсы, никаких мобилизационных мероприятий в этом плане не проводилось и даже в СМИ нет соответствующей риторики, которая готовила бы граждан к тяжелым сценариям жизни.
Однако воинственную позицию Эммануэля Макрона поддержал начальник штаба вооруженных сил Франции генерал Тьерри Буркхард. После переговоров в Париже с главнокомандующим вооруженными Швеции, он заявил, что Россия "построила свою операцию на идее, что Запад никогда не войдет на У, а просто будет поставлять оружие. Мы должны показать, что она не сможет использовать эту логику, чтобы идти до конца, потому что эта идея неверна", - пояснил он.
19 марата директор Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Нарышкин заявил, что Франция уже готовит воинский контингент для отправки на У, на начальном этапе он составит около 2 тысяч человек. Французские военные опасаются, что столь значительное подразделение не удастся незаметно перебросить на У. "Таким образом оно станет приоритетной легитимной мишенью для атак со стороны российских войск. А значит, его ждет судьба всех французов, когда-либо приходивших на территорию Русского мира с мечом", - резюмировал Нарышкин.
По данным СВР, в военном руководстве Франции опасаются также недовольства в среде действующих офицеров среднего звена. Среди погибших их "непропорционально много", и уже на нынешнем этапе фиксируются проблемы с поиском "добровольцев" для ротации и "замены выбывших" командиров.
Министерство вооруженных сил Франции быстро отреагировало на это заявление, объявив его "операцией по дезинформации" и "безответственной провокацией". Однако 6 марта французское издание "La Montagne" освещало подготовку 2-го полка Иностранного легиона. Около 800 солдат, используя 120 единиц бронетехники, тренируются для боя в сельской местности и городской застройке, в материале упоминается тема У.
Кроме того, уже через день после того, как министерство обороны Франции назвало заявление главы СВР дезинформацией, одно из центральных французских СМИ - газета "Le Monde" рассказала о том, что к участию в вооруженном конфликте на У готовится 126-й пехотный полк Французской армии. Этот мотострелковый полк насчитывает 1200 военнослужащих и доукомплектовывается 200-ми резервистами. Полк считается одним из лучших боевых подразделений французской армии, с 2021 года имеет на вооружении новые многоцелевые бронетранспортеры Griffon.
В соответствии с французским законодательством президент Франции может отправить французские войска за границу не спрашивая разрешения ни у парламента, ни у правительства. У него есть обязательство только проинформировать их в течении трех дней с начала такой операции. Однако спустя четыре месяца президент должен заручиться поддержкой парламента на продолжение военной операции за границей. На текущий момент, президентская коалиция "Вместе!" не имеет абсолютного большинства в парламенте и, учитывая общий негативных настрой в обществе к отправке военных на У, маловероятно, что такая инициатива будет одобрена большинством парламентариев. Мало кто хочет нести ответственность перед родственниками убитых французских военных.
Кроме того, как пояснил глава военного комитета НАТО Роб Бауэр, отправка французских войск на У не может обойтись без согласования НАТО: "Я должен повторить то, что говорил Генеральный секретарь НАТО: на У нет войск НАТО и нет планов на их размещение. Но если отдельная страна решит разместить свои войска на У, она должна понимать, что это будет иметь связь с остальным Альянсом. Мы пообещали друг другу помогать, если кто-то окажется в трудной ситуации. Следовательно, надо быть уверенным, что страны НАТО провели консультации друг с другом, если они хотят такого решения".
В начале апреля, глава Госдепа США Энтони Блинкен посетил Францию и дал интервью французскому телевидению. Отвечая на вопрос журналиста о том, что США думают о предложении Франции ввести войска на У и потребуется ли для этого консенсус НАТО, Блинкен сказал, что каждая страна должна принимать решение на национальном уровне, но и на уровне альянса.
“Учитывая отношения США и Франции, отношения в НАТО, все что мы делаем, мы делаем вместе” - сказал Блинкен. Он пояснил, что США неоднократно говорили, что их солдат не будет на У. США стараются избежать прямого конфликта с Россией, это не в их национальных интересах. “Я не думаю, что это в интересах членов НАТО.” - сказал Блинкен.
Стоит отметить, что на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Франции Стефаном Седжурне, тема отправки французских войск не поднималась даже в ходе ответов на вопросы журналистов. Соответственно, можно предположить, что она не была предметом политических обсуждений, между США и Францией.
Страна альянса вводом своих войск на территорию У, может поставить под вопрос 5 статью НАТО. Здесь нужно напомнить, что 5 статья, в которой говорится о взаимной помощи в случае нападения на одного из членов, не подразумевает сразу военный ответ. В статье говорится лишь о начале консультаций по поводу возможного ответа.
Эта статья договора НАТО никогда не была задействована и никому не хочется проверять ее действие на прочность. Так как при каком-либо сбое, всем будет понятно, что этот военный альянс лишь фикция, где воевать "за другого" желания нет.
Повод для таких опасений волне существенный. США неоднократно заявляли, что не будут посылать свои войска на У и, на самом деле, главная причина этому указана в американской стратегии национальной безопасности, где первоочередным противником считается Китай. Если США ввяжутся в полноценные боевые действия на европейском театре, то у них не останется сил, чтобы противостоять Китаю в Азии.
Обобщая сложившуюся картину можно сказать, что пока все заявления Эммануэля Макрона о возможном вводе войск на У - это политическая риторика. Еще слишком многое должно измениться, как в самой Франции, так и в отношениях с ее партнерами, чтобы эта риторика превратилась в реальность.
Автор - GORA - Олег Ладогин