После ревизии в сельском магазине была выявлена огромная недостача, которую обязана компенсировать продавщица, иначе её ждёт тюрьма. Чтобы уберечь женщину от ужасной участи, её муж всеми силами старается достать деньги. За помощью он обращается к знакомым. И в этой ситуации проявляется вся человеческая сущность — люди, у которых деньги есть, не всегда хотят ими делиться, а те, от которых, казалось бы, и ждать нечего, отдают последнее. А продавщица-то не виновата — продукты некоторым по доброте своей в долг отпускала, за товаром не сама ездила, а просила тех, кто в городе с оказией был. Так и набежала большая сумма.
Это сюжет повести Валентина Распутина «Деньги для Марии». Премьера спектакля по этому произведению состоялась в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан.
Повесть Валентин Распутин написал в 1967 году. Однако, как это часто бывает с хорошими литературными произведениями, она актуальна и сейчас. Деньги, долги, просьбы одолжить, опасения: а вернут ли потом нажитое непосильным трудом — кому это не знакомо? Наверное, сейчас это даже более насущно и злободневно, чем полвека назад. И каждый сам решает для себя важные вопросы — помочь другому или сохранить собственную подушку безопасности. Сейчас на теме денег паразитирует множество коучей и других околоспециалистов. Вас за ваши же деньги готовы быстро и легко научить — как заработать миллион. А мошенников-то сколько развелось, которые изобретают всё новые и новые способы отъёма денег у населения. Телефонные аферисты, интернет-злодеи — все хотят ваши деньги.
Тогда же, в послевоенные годы всё это было несвойственно сельским жителям. И Кузьма, муж Марии, стесняется просить помощи, ему неловко, хотя все понимают, что не себе забрала Мария недостающие деньги.
А сумма по тем временам просто огромная — 1000 рублей. Колхозники таких денег в руках никогда не держали. И собрать их даже всем миром нелегко. И хотя кто-то отдаёт последнее добровольно, кто-то — под давлением председателя колхоза, всё равно не удаётся собрать нужную сумму. А время, отпущенное ревизором на сбор недостачи, истекает.
И Кузьма решается на последний шаг. В городе живёт его родной брат — Алексей. И хотя они давно не виделись и Алексей не стремится поддерживать отношения с деревенской роднёй, другого выхода Кузьма не видит. Надо что-то делать — не в тюрьму же родную жену отправлять. Тем более трое сыновей у них.
Режиссёр спектакля — Станислав Мальцев. Он, как и Распутин, родом из Иркутска. Во многом именно поэтому для постановки выбрана повесть этого автора. Режиссёр считает, что сейчас театр начинает возвращаться к прозе наших классиков ХХ века — Шукшина, Распутина, Абрамова. Потому что они дают нам информацию о нас же самих сегодняшних. Они ещё в прошлом веке размышляли — кто мы, какие мы, куда идти дальше и что делать. И сегодня эта информация очень актуальна и необходима зрителям.
— Вы считаете, что ситуация, показанная в повести, современна?
— Безусловно. Тема денег, тема влияния на человека времени, социума, цивилизации, мне кажется, и сегодня, и завтра будет актуальна. Как в человеке сохранить человеческое, как пробудить желание проявлять те самые вечные ценности, о которых все время мы помним, говорим, но в жизни их почему-то не особо получается проявлять. Эти великие авторы, в том числе Распутин, чувствуют то, что будет завтра, как животные чувствуют приближение землетрясения. Достоевский в «Бесах» предчувствовал очень многое из XX века. А Распутина неслучайно называют «сибирский Достоевский», у него очень сильно проявляется связь реальных бытовых историй с вечными вопросами, с космосом. Он предчувствует многие вещи, которые ещё будут. Кто его побуждал? Откуда была эта тема взята? Когда была написана эта повесть, только что отгремела война, и вроде бы люди были еще объединены по сравнению с сегодняшним днем. А он уже описывает те болезни, которые начали проявляться дальше — разобщенность, влияние металла, денег на нашу жизнь. Эти темы волнуют нас и сегодня: насколько нам нужно внутреннее объединение и насколько легко нас можно разобщить, развести по разным углам.
— В повести и в спектакле на протяжении всего действия дует сильный ветер, который вносит беспокойство, напряжение. У вас получилось красиво изобразить это явление, используя опавшие листья, которые летают по сцене.
— Распутин человек природы, он чувствует её. Природа отражает то, что с нами происходит. С первой страницы повести начинается апокалиптический ветер, он дует все эти несколько дней и усиливается, пока Кузьма ищет деньги. Он как отражение беспокойства Кузьмы. Действие происходит осенью, перед ноябрьскими праздниками, и Кузьма ждёт снега, который принесёт покой. А снега всё нет. И первый снег в финале — это знак свыше, что есть надежда. Этот снег поддерживает Кузьму в его окончательном решении — ехать к брату. Брата Алексея мы не видим в повести. Но идея понятна — если уж брат не поможет, если уж братья друг другу становятся не братья, то куда идти дальше? И снег всё-таки подталкивает Кузьму к решению ехать к Алексею и помогает ему, в конце концов, выстоять до конца.
Очередной спектакль «Деньги для Марии» можно посетить в Русском драмтеатре 12 апреля. Правда, билетов почти не осталось.