К началу XX века в Российской империи накопилось много проблем в обществе. Повсеместно начали действовать революционные кружки, которые вели агитацию среди рабочих и крестьян. Экономические трудности в итоге привели к началу Первой русской революции 1905-1907 годов. Воронежскую губернию эти события также не обошли стороной. Историк-краевед Руслан Солопенко рассказывает о них на примере типичного посёлка Российской империи Нижний Кисляй (ныне Бутурлиновский район), который в этом году отмечает своё 280-летие.
Неудавшиеся реформы
В 1878 году новым владельцем Нижнекисляйской экономии становится Борис Александрович Васильчиков, которому суждено было стать последним помещиком Кисляя (интересная деталь – его отец Александр Илларионович был секундантом на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова).
В целом местные реформы и деятельность Бориса Александровича были направлены на экономическое и социальное улучшение нижнекисляйского имения. В частности, он ввёл многопольный севооборот, при нём было построено 14 ветряных мельниц, а крестьяне освоили выращивание сахарной свёклы, которую они затем продавали на сахарный завод. В самом Нижнем Кисляе князь построил больницу, открыл несколько школ. Но его благие начинания не привели к желаемым результатам, так как все они являлись полумерами, которые коренным образом не улучшили жизнь ни крестьян, ни рабочих сахарного завода.
Так, бывшая экономка князя Бориса Васильчикова поведала, что на сахарном заводе и в имении использовался труд детей 10-12 лет. Большинство рабочих завода жили в убогих бараках целыми семьями. Трудились в две смены по 12 часов. И это не могло не вызвать недовольство местного населения.
Подпольщики собирались в овраге
В эти годы в селе начал действовать подпольный революционный кружок. Его участники собирались на свои сходки обычно в овраге близ Малого Кисляя.
Весной 1905 года на сахарном заводе участились случаи невыполнения рабочими распоряжений приказчика (сам Борис Васильчиков редко приезжал в село, экономией управлял нанятый приказчик, как правило, немец). На лугах имения крестьяне систематически совершали потравы. В ночь на 19 мая 1905 года при непонятных обстоятельствах приказчик Перн застрелил местного крестьянина Григория Козеева, отца семерых детей. Естественно, это событие вызвало сильные волнения в посёлке. Васильчиков, узнав о трагедии, пообещал выплатить ссуду детям в 500 рублей за смерть их отца, но обещание так и не выполнил.
Понятно, что волнения только усиливались и привели к погромам в экономии. Так, к 21 мая крестьяне села подвергли погрому имение Бориса Васильчикова, посадили под арест станового пристава и исправника, приехавших в село для наведения порядка. В итоге к лету 1905 года ситуация вышла из-под контроля. Поэтому губернской властью было принято решение ввести корпус казаков в Нижний Кисляй для усмирения крестьян и рабочих сахзавода.
И следующий, 1906, год в Кисляе оказался нестабильным. Тогда здесь квартировала 2-я сотня 201-го Донского казачьего полка. И вот 24 сентября по традиции проходила очередная ярмарка, начавшаяся на престольный праздник. Она предполагала увеселения, в частности, карусели. В это же время случилась серьёзная стачка, причиной которой стала банальная история. Содержатель карусели катал казаков бесплатно, а местных крестьян – только за деньги. Такая несправедливость не понравилась местным, и тогда два крестьянина по фамилии Кондратенко и Поляков устроили с казаками драку. Итогом происшествия стало то, что сельчан посадили в тюрьму.
В смутьянах ходил священник
Волнения в Кисляе продолжались и в 1907 году. Активное участие в них принимал местный священник Дмитрий Романов, всячески поддерживающий крестьян. В полицейском рапорте, составленном на отца Дмитрия, говорилось, что последний вместе с местным крестьянином Иваном Королёвым вёл агитацию среди нижнекисляйского сельского общества против подписания межевого акта с Борисом Васильчиковым. Тем самым он якобы мешал установить дружеские отношения между жителями села и владельцем имения. Помимо прочего, к нарастающему конфликту добавились и другие проблемы. Всё тот же уездный исправник в своём рапорте говорил о том, что крестьяне потребовали от князя повысить им плату за посев и уборку свёклы с 70 копеек до 1 рубля. Управляющий имением отказал в этом и повысил плату только на 5 копеек. Такой поворот дел не имел успеха, и тогда было решено сдать посев и уборку свёклы крестьянам других сёл, а кисляйцы в итоге остались без заработка. В своём докладе исправник предложил губернатору Воронежа выслать из села смутьянов – крестьянина Королёва и священника Романова, чтобы на селе воцарился мир. В итоге никого не выслали, а межевание земли всё же провели.
После спада революционного движения в России в посёлок на недолгое время вернулась мирная жизнь, хотя противоречия никуда не делись.
А в ходу тогда была вот такая частушка:
Ах, цветочки-лебеда,
Мужику совсем беда:
Нету хлеба, нет земли,
Только подати плати.