Найти тему
Клин православный

Бог и существование зла в мире

Автор: Виталий Питанов

Святая чаша. Из открытых источников
Святая чаша. Из открытых источников

Тема теодицеи возникла не сегодня. Мысль о том, что благой Бог не мог сотворить зло, а раз зло существует, то Бога нет, не нова, но при этом несостоятельна. Бог сотворил людей и Ангелов, даровав им свободу воли1. Свобода воли подразумевает свободный выбор: принять Бога и быть с Ним или отречься от Него. Мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). В истинной любви нет насилия, нет страха: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин.4:18). Мог ли Бог лишить Ангелов или прародителей свободы воли? По Своему всемогуществу — мог, но если бы Он это сделал, то перестал бы быть Богом Любви, Он перестал бы быть Благим. Вот что мы находим по этому вопросу в трудах православных богословов: «…сердце человека, его любовь, его благодарность, и его благоговение во власти самого человека, и никто, даже Бог, не в силах заставить человека любить, благоговеть, быть благодарным. Потому что любовь и все, что из нее рождается — это предельная свобода»2. Откуда же появилось зло? Святой Антоний Великий так ответил на этот вопрос: «Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злыя же страсти рождаются уже от нерадения и безпечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей»3.

Любить можно только свободно; дар свободы воли — это дар любви Божией человечеству. Поэтому, говоря о зле, мы не считаем, что зло обладает собственной вечной природой. Такого зла не существует. Зло не есть существо или субстанция (4), это скорее извращение воли. Зло подобно ране на человеческом теле, болезни. Оно может только паразитировать на благой природе, созданной Богом, самостоятельной же природы оно не имеет. Святой Антоний продолжает: «Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди, и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту; так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку» (5).

Сатана — не антитеза Бога, так как Бог и дьявол не равноприродны, зло может быть абсолютным только в нравственном отношении, как болезнь воли. Зла как природы нет, поэтому уничтожить его как природу нельзя, сатана и бесы злы не потому, что их таковыми сотворил Бог, а потому, что они сами избрали путь богоотступничества. Святой Авва Дорофей пишет: «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое либо существо и не имеет никакого состава. Но душа, уклонившись от добротдетели, делается страстною и рождает грех, и потом томится, не находя себе в нем естественного упокоения» (6).

Можно ли зло уничтожить? Без уничтожения свободы воли — нет. Зло можно исцелить, его можно преодолеть, что в конце веков и будет осуществлено Богом: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Литература:

1. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии, 1991. С.98.
2. Митрополит Антоний Сурожский. О слышании и делании. М., Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С.206.
3. Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.80.
4. Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.770.
5. Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.81.
6. Авва Дорофей. Добротолюбие. Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.625.