Эту железную дорогу строили еще во времена Российской империи. На протяжении десятилетий по ней регулярно курсировали пассажирские и грузовые составы. Но после распада СССР она оказалась на территории сразу трех, теперь уже независимых, государств. Со временем часть пути демонтировали и некогда единая линия превратилась в три тупиковые ветки.
Речь идет о стальной магистрали Орша – Унеча – Ворожба. Первая станция сегодня является крупнейшим транспортно-логистическим и пассажирским комплексом Белоруссии. В 1871 году она вошла в состав Московско-Брестской железной дороги.
В Ворожбе стальная магистраль появилась в 1869 году — через село (статус города был присвоен лишь в 1959 г.) проложили Курско-Киевскую железную дорогу. В 1930-х здесь уже проходили поезда самых разных направлений: Харьков – Минск, Харьков – Львов, Киев – Воронеж и Харьков – Орша. Частью последней из упомянутых линий и стала «железка» Орша – Унеча – Ворожба.
Журнал «Железнодорожное дело». — СПб., 1916. — №25-26 (август). — С. 238:
«В особом Междуведомственном Совещании под председательством Товарища Министра Путей Сообщения т. с. И. Н. Борисова почти совершенно закончен рассмотрением и одобрен список линий предположенных ко включению в план железнодорожного строительства на предстоящие годы. В заседании совещания 30 июня с. г. этот список принял нижеследующую форму... Линии первой очереди (ближайшее пятилетие):...17. Орша – Ворожба (442 версты)»
В списке, о котором говорится в процитированном источнике, упоминается 103 проекта — суммарно это 46 тыс. верст. Разумеется, далеко не все из них в итоге были реализованы. Например, под №31 отмечена Заволжская железная дорога (1,2 тыс. верст), которая так и осталась на бумаге. О ней можно прочитать по ссылке в конце статьи.
В «Истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза» (Т. 2: 1917-1945. — СПб., 1997. — 416 с.), как и в некоторых других источниках, отмечается что линию Ворожба – Орша начали строить в 1918 году. Однако пресса тех лет сообщает, что работы стартовали в 1916-м.
Журнал «Железнодорожное дело». — СПб., 1916. — №15. — С. 135:
«Общество Московско-Киево-Воронежской ж. д. из разрешенных ему линий в настоящее время сооружает лишь Чернигов – Прилуки и Ворожба – Орша, а также мост через Днепр».
Строили ее в первую очередь с целью обеспечения перевозки донецкого угля в Петроград в обход загруженного Московского узла. Реализация проекта проходила в несколько этапов. Однако из-за ситуации в стране и мире кампания затянулась — официально на всем протяжении «железку» ввели в эксплуатацию только в 1931 году.
В течение следующих примерно 60 лет по этой дороге осуществлялись грузоперевозки, действовало пассажирское сообщение, ходили пригородные поезда. Но с распадом СССР линия оказалась на территории сразу трех стран — Белоруссии, России и Украины. Движение по ней резко сократилось, в том числе практически на нет сошли пассажирские перевозки — в 1996-м отменили прямое сообщение по направлению Орша – Донецк.
Соответственно, перестал ходить и пригородный поезд Унеча – Хутор-Михайловский. На данном участке оказавшиеся на территории Украины пути решили демонтировать. Россия сохранила железную дорогу вплоть до границы, но по факту южная ее часть, включая мостовой переход через Десну, оказалась заброшенной. В дальнейшем был ликвидирован и отрезок южнее Хутор-Михайловского. Таким образом, построенная некогда в единой стране железная дорога, превратилась в три тупиковые ветки.
🗺️ См. сохранившиеся тупиковые ветки бывшей линии Орша – Ворожба на современной интерактивной карте