Найти тему
Алиса Орлова

Кто такой парфюмер?

Мой магазин авторской парфюмерии ручной работы АУРА ВОЛШЕБСТВА https://vk.com/club169660911

Профессия парфюмера окутана множеством мифов. 

В этой статье будут развеяны некоторые сложившиеся стереотипы, и рассказано понятным языком как на самом деле проходит работа над созданием формул будущих духов и одеколонов в современных лабораториях.

Ароматы, понятно, известны примерно столько же, сколько и само человечество - они увлекают людей с тех пор, как у них появился нос! 

Но в относительно современном мире меккой ароматов был и остаётся Граас... Настолько, что Юнеско включило традицию создания ароматов этого французского округа в список нематериального культурного наследия. Это место стало всемирно знаменитым на весь мир, после публикации романа Патрика Зюскинда. А уж выход фильма предрёк ему славу и паломничество парфюмоманов со всего света.

После выхода фильма "Парфюмер" вопрос обывателя к парфюмерам возникает сам собой - будет ли каждый второй из них убивать красивых девственниц и дистиллировать их в стеклянных цистернах.

 Надеемся что нет, но благодаря фильму вы всё же имеете какое-то представление о работе парфюмера, пусть и далёкое от современной действительности. 

Удивительно, но факт: многие особенно экзальтированные потребители парфюмерии и начинающие «парфманьяки» до сих пор находятся в святой уверенности, что ароматы создают волшебные феи на тайной поляне в глубине лесной чащи из серебряного лунного света, ледниковой воды, звёздной пыли и цветка папаротника, цветущего раз в год. По всему миру эта профессия окружена тайной и волшебством. А самих парфюмеров называют магами, алхимиками и волшебниками.

 Но чаще всего — Мастерами и Маэстро (непременно с большой буквы). Спасибо, что не некромантами, хотя это определение, на мой взгляд, подходит сочинителю духов больше всего: он создаёт из мёртвого живое, наделяя его душой и смыслом. Нетрудно догадаться, что лаборатория парфюмера в представлении людей далёких от закулисья — и храм, и ритуальный зал, и алхимическая лаборатория, и башня мага, где расставлены свечи и факелы, горящие пурпурным пламенем, висят пучки редких растений, расставлены длинные столы, сработанные из вековых дубов с хаотично заставлеными колбами, ретортами и перегонными кубами… Впрочем, парфюмеры наверное, всё же не зря имеют такой таинственный образ. То, что они делают действительно похоже на волшебство, способное затронуть саму душу. 

Разберёмся, что же на самом деле происходит в лаборатории современного парфюмера.

Мы знаем, чем занимается парфюмер: заставляет фей искать соблазн-цветок в ночь, когда Венера — в Стрельце, распевает заклинания, помещая во флаконы призванных духов, чтобы те пробирались в наши души и услаждали их, пока запас флаконов у одного конкретного человека не поможет им самим освободиться. Да. Но нет. 

Парфюмер — понятие сегодня довольно конкретизированное. Это человек, создающий формулу парфюмерной композиции, и такая формулировка позволяет избежать распространённых заблуждений.

Потому что продумыванием аромата занимается креативный директор; производством — фабрика по розливу и упаковке; выработкой парфюмерных эссенций и масел — специализированная компания, в штате которой может вообще не быть ни одного составителя формул. Разумеется, парфюмерам былых времён приходилось организовывать все технологические процессы, начиная от получения натурального сырья, заканчивая розливом по флаконам и даже продажей продукта за прилавком магазина. Однако с развитием химической промышленности и усложнением технологий производства, парфюмеры начали заниматься только тем, чем должны. Однако и сегодня можно встретить марки, весь технологический процесс в которых, начиная от выработки натурального сырья заканчивая подписанием договоров с дистрибьюторами, обеспечивает один человек, но чаще с небольшой командой. 

Один из таких примеров — швейцарский парфюмер Энди Тауэр, который организовал лабораторию у себя дома и вот уже много лет не даёт покоя поклонникам «настоящей ниши». Сырьё он сам хоть и не вырабатывает, но всё остальное — на его плечах. 

Цена свободы и финансовое неравенство парфюмеров можно разделить на два типа: зависимых (хотя чаще их называют «не независимыми») и независимых. 

Первые работают в компаниях, обладающих своими исследовательскими центрами, ресурсными базами и производственными мощностями. Они подписали контракт, согласно которому не могут выступать «вольными художниками» (иногда, правда, делают это, но просят скрыть свои имена из заголовков или финальных титров) и выполняют только заказы штатных креативных директоров или менеджеров, отправивших техническое задание. Они также прикреплены к ресурсным базам этой компании и имеют доступ к её эксклюзивным разработкам — да, речь о тех самых каптивах, которыми в последние годы призывно сверкают пресс-релизы.

Такие парфюмеры буквально скованы маркетинговыми исследователями, брифами и бюджетами. Иногда заказчик даже не имеет права указать их имени. Работа парфюмера чаще всего никак не связана с лабораторией: весь день он проводит в кабинете, обставленном со вкусом, где из парфюмерного — только стройные ряды лабсемплов на столе и свидетельства его побед. Под победами понимаются выпущенные брендовые флаконы, в которые заключены созданные по его формулам ароматы. Кстати о формулах: нередко их создание компьютеризировано специальным приложением, разработанным компанией, в которой работает парфюмер. Ассистент или робот смешивает композицию по рецепту, а затем лабораторный флакон оказывается на столе для первичной оценки. И никаких колб, склянок, реторт и факелов на стенах. В день парфюмер создаёт множество ароматов по различным заданиям, часть из них отправится к менеджерам и будет участвовать в тендерах заказчиков, которые оценивают их с помощью местных или собственных эвалюаторов. Другая часть будет помещена в архивы до наступления подходящего времени. 

Всем нам известны истории парфюмеров, пожелавших чистого искусства и творчества, покинувших крупные корпорации, чтобы открыть собственную студию. 

Один из ярких примеров — Натали Фейстауэр: она посвятила 20 лет работе в компании Givaudan, но затем открыла собственную независимую лабораторию на Монмартре. Такой выход даёт возможность общаться с заказчиком напрямую, объяснить ему своё видение прекрасного и заниматься искусством, но также заставляет искать поставщиков сырья самостоятельно. А если у парфюмера собственный бренд, то придётся организовать и все остальные производственные процессы. Не независимые парфюмеры более или менее уверены в своём будущем. Они входят в штат компании и получают оклады, а также премии, социальные и медицинские страховки, но самое главное — лишены необходимости искать заказы, пусть и занимаются целыми днями тем, что пишут формулы и корректируют существующие, зачастую не зная, под какой маркой вышел их тот или иной аромат. Чего нельзя сказать о множестве выпускников парфюмерных школ, решивших, как например, Сесиль Зарокян, развиваться самостоятельно. 

Другие примеры: Амели Буржуа и Анн-Софи Беагель, основавшие студию Flair, молодые выпускники Высшей Школы Парфюмерии, собравшиеся в трио Maelstrom — все они никогда не работали в крупных корпорациях и могут считаться независимыми со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. Выше мы уже рассмотрели парфюмеров, работающих на производственные компании типа Givaudan, IFF, Firmenich, Robertet, Takasago и Symrise. Их также можно называть штатными. Но обычно под этим термином подразумевается нечто иное: парфюмер, работающий в качестве штатного сотрудника модного дома. 

Самые известные среди них — Жак и Оливье Польжи, возглавляющие парфюмерную линию Chanel; Франсуа Демаши, создающий духи для Dior; не нуждающийся в представлении Жан-Клод Эллена, много лет посвятивший работе в компании Hermès; Тома Фонтен — штатный парфюмер дома Jean Patou; Бертран Дюшофур, у которого была собственная лаборатория в штаб-квартире марки L’Artisan Parfumeur до её продажи испанскому концерну Puig; креативный директор Матильда Лоран, которую ошибочно считают парфюмером ювелирного дома Cartier, и так далее. Но как было сказано выше, креативный директор это не парфюмер, это... ну если коротко, то он разрабатывает техническое задание для парфюмера, направляет его работу в процессе, оценивает промежуточный результат и принимает решение об окончании творческого процесса. Нередко он же взаимодействует с фокус-группами или эвалюаторами заказчика. Как и следует из названия должности, это творческая работа в чётких рамках, требующая принятия во внимание не только экономических и маркетинговых факторов, но и чувство прекрасного. 

Вообще, есть в этом некий шик, чтобы у модного дома был свой штатный парфюмер. Он словно является хранителем и продолжателем парфюмерных ценностей бренда и его «ДНК», а также дополнительным символом статусности марки. Далеко не многие могут себе это позволить. И, конечно, будущее таких парфюмеров безоблачно и прекрасно. И конечно понятно, что стать парфюмером без таланта, а тем более востребованным и известным не то что сложно, а невозможно в принципе. По этому их так мало и они настолько известны. Но, бывает и так, что мы слышим яркий всплеск одного парфюма и всё, дальше тишина, ровная гладь в безветренную погоду. Всем конечно интересно а где продолжение? Кто создатель, когда создал, чем руководствовался и почему только один? И не понятно как это охарактеризовать: "выстрелил" хит, яркая вспышка или вдохновение, озарение или удачное совпадение, но да, и такое бывает. Осеняет один раз и всё... И потом о нём ни слуху ни духу... Кстати, про "слух и дух"... Почему духи слушают? Читая какого-нибудь экзальтированного блогера, вы, наверное встречали формулировки вроде «Маэстро сыграл свою восхитительную симфонию на органе, полном драгоценных эссенций». 

Оргáн или óрган? И как этот огромный романтично-готический музыкальный инструмент связан с работой парфюмера? 

Парфюмерным орга́ном называют классическое рабочее место парфюмера, за которым тот смешивает ингредиенты, превращая их в композицию. Парфюмерный орга́н — настолько укоренившийся термин, что ни один парфюмер и не думает называть этот стол со ступенчатыми полками иначе. Да и зачем? Ведь он и правда похож на орга́н. Только вместо труб на нём — растворы душистых веществ, расположенные ступенями единственно для того, чтобы облегчить к ним доступ.

 Кто-то расставляет склянки, согласно традиции парфюмерного фэншуй: чем более летуче вещество, тем оно выше на парфюмерном орга́не. Для большей эффективности их ещё расставляют слева направо, где самым крайним слева будет самый «короткий» по звучанию материал. Кто то вообще расставляет сырьё в алфавитном порядке, дело удобства и привычки. Но как уже говорилось, что далеко не все парфюмеры сидят за орга́ном, в основном это большинство независимых парфюмеров. И это действительно роднит их с традициями парфюмерии, её историей и волшебством, которое им всё равно приписывают.

#парфюмер #парфюмерия #духи #аромат