Найти тему
РГГУ

#СредаОбитанияРГГУ Миусский трамвайный парк: история и архитектура

Всем известно, что РГГУ располагается на Миусской площади. Предлагаем вам познакомиться с ее окрестностями, а начнем знакомство с истории Миусского трамвайного парка.

Миусский трамвайный парк, также известный как Миусское трамвайное депо, представляет собой уникальный ансамбль промышленной архитектуры в Москве. Этот комплекс зданий, расположенный на Лесной улице, занимает внушительное пространство размером с квартал.

История парка начинается в конце 19 века, когда в Москве активно проводили эксперименты по строительству конно-железных дорог. В 1874 году было принято решение о создании полноценной сети конки, для обслуживания которой построили Миусское депо. В течение следующего года к нему пристроили мастерскую, конюшню, вагонный сарай, казарму и многочисленные склады.

-2

Спустя несколько лет, в 1901 году, Миусский трамвайный парк был модернизирован для совместной эксплуатации конки и нового электрического трамвая. Затем парк полностью перестроили, все деревянные сооружения заменили на мощные каменные конструкции. Здания администрации, вагонного, механического и электрического цехов были построены в «кирпичном стиле», согласно русским и европейским традициям промышленной архитектуры.

-3

Проектировали монументальный ансамбль сооружений архитекторы Михаил Глейниг и Николай Жуков. Стоит отметить интересный контраст красного кирпича с белыми элементами декора, соблюдение единого стиля фасадов. Для внутреннего убранства использовались филенчатые двери, а для пола – метлахская плитка, рисунок которой выполнен из глины разных цветов.

Особого внимания заслуживает ангар Миусского парка, идея и разработка которого предположительно принадлежат инженеру Владимиру Шухову. Здание ангара имеет высокие пролеты и каркас из стальных клепанных ферм. Рельсовую сеть и инженерную часть проекта разработал Николай Сытенко, один из ведущих инженеров-проектировщиков того времени.

Спустя еще несколько лет Миусский парк снова претерпел некоторые изменения: в 1952 году он был переоборудован под троллейбусный парк, а эксплуатация трамваев была прекращена.

Миусский трамвайный парк – не только исторический объект, но и важный элемент городской инфраструктуры. В ноябре 2017 года он был признан памятником культурного наследия регионального значения. Чуть позже была завершена реставрация ансамбля Миусского трамвайного парка: каждый корпус был восстановлен в соответствии с его первоначальным внешним видом, при этом здания были адаптированы под современные реалии. Благодаря таким изменениям парк превратился в настоящую жемчужину города.

В 1914 году в Миусском трамвайном парке работал знаменитый писатель Константин Паустовский, занимая должность вагоновожатого и кондуктора. Позже здесь работал Михаил Калинин, в дальнейшем, государственный и партийный деятель. В ноябре 1921 года парку было присвоено имя Петра Щепетильникова, одного из руководителей профсоюза рабочих коммунального хозяйства Москвы.

Текст: пресс-служба РГГУ

Фото: открытые источники