Сила искусства очень велика в том, что предоставляет наблюдателю возможность увидеть со стороны те жизненные сюжеты, которые не видны, пока сам наблюдатель проживает свой опыт, ощущая внешний мир органами чувств, интроецируя его, т.е. присваивая то, что "про меня" и то, что "не про меня".
Продвигаясь во времени и пространстве, мы встречаемся взглядами, обмениваемся жестами и репликами, высказываем или сохраняем при себе свои мысли, совершаем действия, некоторые из которых воспринимаем как несущественные мелочи, а некоторые - как большие достижения, и из всей этой совокупности проявляется то самое "Я", которое до настоящего момента было скрыто. Определение себя как отдельной личности всегда связано с параллельно протекающими процессами идентификации и разотождествления, через которые мы осознаем свою схожесть и отличия с другими, и результатом этих процессов и будет являться обнаружение собственной воли, направленной на формирование реальности.
Впрочем, вопросы о свободе воли (и выбора) всегда оставались предметом оживленных дискуссий, то ли потому что локус контроля действительно имеет свойство время от времени смещаться в рамках жизни одной личности, то ли потому, что человеческая психика автоматически ищет способ снять с себя ту долю ответственности, которая возлагается моральными законами и не может быть усвоена в силу "несовершенства" человеческого существа.
Размышляя сегодня о фатуме на фоне попытки снизить значимость случавшихся невероятных совпадений, я вспомнила очень показательную метафору из романа Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих":
Ткач плетет узор на ковре не ради какой-нибудь цели, а просто для того, чтобы удовлетворить свою эстетическую потребность, вот и человек может прожить свою жизнь точно так же; если же он считает, что не свободен в своих поступках, пусть смотрит на свою жизнь как на готовый узор, изменить который он не в силах.
Значение этой метафоры тем интереснее, когда вспоминаются далекие картинки из раннего детства, в котором повсеместно на стенах отечественных домов было принято держать ковры, которые можно было разглядывать, пробуждаясь или засыпая: всматриваясь в разные элементы, считая их количество в длину и ширину... в общем, такая вот вынужденная форма медитации, определенная условиями обитания.
А ведь узоры такие разные: здесь какие-то светло-яркие цветочки, по бокам невзрачные ромбики, а между ними вообще устрашающие черные закорючки, напоминающие козьи рожки... на что хватит фантазии. И здесь, в процессе разглядывания узора, есть очень важный момент, связанный как раз со степенью удаленности от объекта: если мы смотрим на все полотно издалека, то способны воспринять всю целостную картину с ее множеством закономерностей. Если же подойти к полотну на расстоянии в пару сантиметров и уткнуться взглядом, будет виден лишь один какой-то крохотный фрагмент (темный? яркий? светлый?).
Вся эта игра с удалением-приближением актуальна по сей день уже в контексте не только "самопридуманной" медитативной техники, но и всей масштабности ролевых отношений с множеством сопутствующих переживаний (чувств, эмоций), окрашенных в привычные негативные/положительные тона, когда мы грустим, радуемся, злимся, любим..., продвигаясь по разным участкам жизни, как будто жизнь - это ковер, а "Я" - это фокус моего внимания.
Возможность окинуть отдаленным взглядом "узор своей жизни" (тот участок, который уже прожит) дает очень ценное знание о том, что все меняется, и меняется не только с точки зрения наступления новых событий, но и с точки зрения их восприятия. Поэтому если сегодня мое "Я" находит себя застрявшим в "сером ромбике", оно же помнит, что этот участок не вечен, а значит, самое время сделать несколько шагов назад, чтобы увидеть бОльшее.
Ника Садохо, психолог
запись на консультацию
+375 29 988 60 26 (WhatsApp)
@nika_sadoho (TG)
Автор: Ника Садохо
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru