Пытаясь разобраться в происхождении термина «русь» многие исследователи, анализируя Повесть временных лет, выводят его из Скандинавии. По их мнению «русь», это один из скандинавских народов.
Так что же летописец говорит о руси?
И идоша за море к варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тъи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, англяне, друзии гъете, тако и си. Реша руси чюдь, словени, и кривичи, и вси: “Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжитъ и володети нами”.
Как мы все знаем просьбы была принята.
и избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и приидоша...
После этого, вполне логично выглядит заключение автора.
И от тех варягъ прозвася Руская земля.
За эти фразы то и зацепились норманисты. Кто-то пытался найти подтверждение своей версии в других источниках, а кто-то просто принимал их на веру как абсолютную истину.
Но если бы все было так просто, то не возникала бы и масса споров вокруг этой темы.
Вся проблема, причем не одна, заключается в том, что история не знает не одного крупного переселения норманнов.
Сказание о призвании варягов, по мнению А. А. Шахматова впервые появилось в Новгородском своде 1050 года, откуда и перешло в Начальный свод. В Новгородской первой летописи младшего извода фразы о руси нет. В связи с этим А. А. Шахматов сделал вывод, что летописец искусственно ввел его для обоснования происхождения Руси. В результате этого он разбил текст «И идоша за море к варягом и реша» вышеприведенной фразой «к руси… тако и си», вставил фразу «пояша по собе всю русь» и включил русь в перечень варяжских народов в географическом введении.
Но зачем летописец заставил Рюрика захватить с собой весь свой народ?
пояша по собе всю русь.
Мы уже говорили, что исследователям не удалось обнаружить какого-либо крупного переселения скандинавов.
И тут А. А. Шахматов вновь дает свое обоснование действиям летописца. Таким образом летописец пытался предупредить упрек, что в XII веке в Скандинавии нет ни какого племени русь. Потому то и нет, что они все переселились вместе с Рюриком.
Но я считаю, что летописец не задавался подобным вопрос, и не предполагал, что кто-то будет искать эту русь.