Череповецкое издание "ГородЧе", как принято у местной "свободной" прессы, решило пообсуждать (со ссылкой на "Киноафишу" и "Sport24") о претензиях, которые якобы некие иностранцы предъявляют легендарному советскому фильму "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Получилось так себе: обычный рассчитанный на кликбейт притянутый за уши материалец. Но своей цели он достиг: попал в сети агрегаторов, и вот уже другие издания ссылаются на этот монументальный труд. Попал он и в поле зрения вашего диванного аналитика. Видимо, потому, что произведение - источник информации - не могло не задеть в свое время.
Так вот, издание отмечает, что через год знаменитой комедии Леонида Гайдая исполнится шестьдесят лет, но она до сих пор популярна, причем не только в родном отечестве, а и у зарубежных зрителей. Так вот кто-то из них (непонятно из текста, откуда родилась эта информация) - в тексте они именуются "многие иностранцы из Европы и США" - выступают за то, чтобы запретить это произведение. Причина легко угадывается: в первой новелле, как все знают, Шурик гоняется за отрицательным героем, который, измазавшись в мазуте, стал чрезвычайно похож на... афроамериканца? африканца? негра? Выберите это неполиткорректное слово сами.
Самое интересное, что издание проводит аналогии с невесть откуда взявшейся историей о том, как создателям комедии приходилось сражаться с советской цензурой, главные претензии которой тоже были направлены на несчастного Федора. Его облик, дескать, дискредитирует африканских товарищей, выставляя их в комичном виде. Зная тогдашние нравы (по постсоветским сочинениям диссидентов в основном), этому удивляться не приходится. Но фильм-то мы увидели, так что не таким сильным, как понимаем, было давление цензуры - во всяком случае, тогда, в середине шестидесятых.
А что касается нынешних "претензий". Во-первых, непонятно, были ли они, или это просто какие-то комментаторы в соцсетях - такой формат "давления" сегодня очень распространен. А во-вторых: в истории мирового кинематографа, полагаю, немало имеется примеров, когда темнокожие граждане показываются в неприглядном виде. Так что, их все запрещать? Хотя это, конечно, будет неудивительно. По нашим-то временам, в конце первой четверти самого прогрессивного за всю историю человечества века.