Как мы знаем, внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики по-своему и сегодня я проанализировал внешнюю политику государства Израиль.
До создания Израиля функции представителя еврейского населения подмандатной Палестины выполняло Еврейское агентство. В его составе функционировал политический отдел, которым руководил Моше Шарет и который впоследствии стал базой для создания Министерства иностранных дел Израиля. Политический отдел и руководство Еврейского агентства в целом приложили большие усилия для принятия решения ООН о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское и последующего признания Израиля. Существенный вклад в создание и международное признание Израиля внесла Всемирная сионистская организация.
Хотел бы отметить, что государство Израиль создано благодаря Советскому Союзу во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. В период 1944–1947 гг. советская политика в палестинском вопросе совершила крутой поворот: с позиции, требующей установления над Палестиной коллективной опеки великих держав с участием СССР, советская дипломатия перешла к поддержке плана раздела Палестины, внеся, таким образом, существенный вклад в создание Государства Израиль.
Израильское общество в качестве своей главной задачи видит защиту государства и выполнение миссии национального возрождения. Эти два мобилизационных фактора и по сей день определяют характер стратегии безопасности. Израиль остается воюющей нацией, для которой вопросы безопасности имеют первоочередную важность.
В связи со своим географическим положением и политическим устройством Израиль является важнейшим партнёром в проекте Средиземноморского союза и участником барселонского процесса евро-средиземноморского сотрудничества. Израиль является наиболее важной частью будущего весьма перспективного газопровода североафриканского природного газа в ЕС.
С 1995 года Израиль является членом Средиземноморского диалога, который стимулирует взаимодействие между семью странами Средиземноморского бассейна и членами НАТО.
Если говорить про кибербезопасность, то сегодня Израиль становится мировым центром новых технологий в области интернет-безопасности. Израильские компании отрасли производят 13% мирового объема новых НИОКР в этой сфере. По объемам экспорта Израиль занимает вторую позицию после США. Правительством Израиля была разработана целенаправленная политика в области кибербезопасности, создан соответствующий кластер, в котором совмещена деятельность академических, военных и деловых кругов. Власти Израиля стали уделять повышенное внимание вопросам кибербезопасности страны из-за быстрого расширения киберпространства и использования интернета в качестве кибернетического оружия.
Хотелось бы отметить, что все сферы технологического прорыва Израиля являются естественными для страны, а не навязанными государственными программами. Во всех сферах наблюдается активный технологический подъем. Однако имеются и проблемные моменты: во-первых, это относительно невысокая степень внедрения новых технологий и разработок в самом Израиле; а во-вторых, недофинансирование определенных отраслей, например, таких как биотехнологии и некоторых сегментов сферы чистых технологий.
Кроме того, судьба Израиля по-прежнему во многом зависит от мировой и региональной геополитики. Великие державы не то, чтобы показали свою неспособность предложить какое-то оптимальное решение израильско-палестинской проблемы, а в определенной степени и не стремилась к этому, предпочитая геополитическую неопределенность.
Приблизительно так же поступали государства и другие игроки на поле израильско-палестинского конфликта. Соперничество произраильских и антизральских векторов в мировой политике продолжается.
Говоря сегодня об Украинском кризисе и отношения Израиля к нему, то тут я скажу, что эта страна пытается лавировать между Россией, США и Украиной. Но, как говорится, за двумя зайцами погонишься, ничего не поймаешь. Рано или поздно Израилю придётся сделать окончательный выбор, но послушает ли правительство, голос народа? Узнаем.
На сегодня мы видим, как Китай и Россия наращивают силу и мощь, Вашингтон перестал скрывать снижение своего «либидо» в отношении теплой страны, «текущей молоком и медом», и полностью сосредоточился на своих стратегических интересах противодействию российско-китайским угрозам.
Давление Вашингтона на Нетаньяху вряд ли будет ослаблено в ближайшее время. Не мытьем так катаньем (протестами или еще чем либо) израильскому премьеру выкрутят руки и заставят его перейти те «красные линии» в украинском вопросе, о которых намекнул посол Израиля на Украине Михаэль Бродский, заявивший, что Израиль, по сути, «сидит на вершине пороховой бочки» и оказывает в первую очередь гуманитарную поддержку Киеву, но не переходя «красные линии», которые в целом связаны с очень сложной ситуацией на Ближнем Востоке». Посол вынужден изворачиваться, следуя отработанной Тель-Авивом линией.
Правда, израильское руководство уже открестилось от инсинуаций американской прессы, официально объявляя, что не намерено вооружать Украину для борьбы против дружественной России. Но мы все должны понимать, что нельзя верить просто в слова, который не доказывают ничего.
Будем следить дальше, как будут развеваться события.