Мировое сообщество дружно осудило вторжение эквадорской полиции в посольство Мексики в Кито, целью которого был захват бывшего вице-президента Хохе Гласа. Для других стран вторжение в посольство было нарушением дипломатической неприкосновенности, и никакие подробности произошедшего никому за пределами Эквадора не известны и не интересны.
Тем временем в Эквадоре рейд в посольство вызвал одобрение большинства населения. Рейтинг президента Даниэля Нобоа резко вырос, и эквадорцы из всех слоёв населения выражают ему свою поддержку и одобрение.
Объясняется это просто. Ещё на рубеже ХХI века Эквадор был, хотя и небогатой, но спокойной страной. В те годы там обосновались тысячи россиян, и чувствовали они себя хорошо. В страны, охваченные насилием и поражённые нищетой, иностранцы, да ещё с далёких континентов, не переселяются.
Ситуация стала меняться к худшему с конца 2010-х: пошла вверх кривая убийств, грабежей, вымогательства и похищений. В Эквадор съезжались мексиканцы и колумбийцы – боевики и «менеджеры» наркокартелей, превратившие эквадорские порты в важные центры экспорта наркотиков. Из Гуаякиля и Манты банановозы плавают по всему миру, и они стали чуть ли не основными перевозчиками кокаина. Разумеется, это стало возможным благодаря коррупции: картели подкупали и запугивали эквадорских чиновников. В результате в течение нескольких лет тихий. Спокойный Эквадор превратился в сущий ад, где на улицах заправляли бандиты, а бюрократический аппарат совершенно разложился, и перестал заниматься проблемами страны и населения.
Эквадорцы видят и знают, что их страну превратили в клоаку мексиканцы и колумбийцы. И винят в этом, соответственно, Мексику и Колумбию.
Даниэль Нобоа победил на выборах потому, что обещал обрушить на преступность не только полицию, но и армию, ужесточить уголовное законодательство, и искоренить коррупцию. Это было то, чего ждали эквадорцы. Поэтому его конкурент на выборах, левая Луиса Гонсалес, говорила о социальных программах, справедливости, правах индейцев и помощи бедным – эти общие слова эквадорцев не вдохновили.
Эквадорцы с момента избрания Нобоа президентом наблюдали за тем, как портились отношения их страны с Мексикой. Вначале правления Нобоа эквадорская общественность предлагала ему обратиться к Мексике за помощью в борьбе с картелями – они, в конце концов, мексиканские! Но Мексика (как и Колумбия) не только не предложили Эквадору помощи – например, разведывательной информацией, полицейским оборудованием, оружием, наконец – но даже ни разу не выразили солидарности с эквадорцами.
Министр иностранных дел Эквадора Габриэла Зоммерфельд сообщила СМИ, что МИД уведомлял посольство Мексики, что бывший вице-президент Глас не имеет права покидать страну по решению суда, но посольство не ответило. Министр напомнила, что, предоставив политическое убежище Гласу, Мексика нарушила бы статью 1 Конвенции Монтевидео 1933 года, которая указывает, что «неправомерно предоставлять убежище (…) обвиняемым в общеуголовных преступлениях, которые были привлечены к ответственности или что они были осуждены судами». И статью 3 Каракасской конвенции, согласно которой «неправомерно предоставлять убежище людям, которые на момент подачи прошения об этом обвиняются и досрочно рассматриваются».
На заявления главы эквадорского МИДа вряд ли обращали внимание за рубежом, но они отлично известны эквадорцам.
Которые знают и предысторию вторжения в посольство. Вкратце она такова:
17 декабря 2023 г.Глас входит в посольство Мексики: его принимают «в качестве гостя». Правительство Эквадора требует, чтобы мексиканцы попросили Гласа покинуть посольство, но ответа не получает.
18 декабря 2023 г.Генпрокурор Эквадора Диана Салазар заявляет, что Глас получал взятки от наркобарона Леандро Нореро, известного как «Эль Патрон», связанного с мексиканскими картелями.
22 декабря 2023 г.Эквадор «выражает сожаление» по поводу возможности предоставления Гласу убежища и сообщает, что, если это произойдет, будет действовать «с абсолютной твёрдостью, основанной на высоких интересах государства».
28 декабря 2023 г.Гласа вернули в тюрьму. Судья Мелисса Муньос постановила, что Глас не выполнил одно из юридических требований для его условно-досрочного освобождения, и распорядилась его арестовать. Однако он подаёт апелляцию, и не дожидаясь результата, возвращается в посольство.
1 марта 2024 г.Эквадор просит у Мексики разрешения войти в посольство. Мексика не отвечает.
3 апреля 2024 г.президент Мексики Лопес Обрадор ставит под сомнение законность избрания Нобоа: он заявляет, что тот «подозрительно» победил на выборах в Эквадоре после убийства кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио, который был застрелен.
4 апреля 2024 г.Эквадор высылает посла Мексики из-за высказываний Обрадора.
5 апреля 2024 г.Мексика предоставила убежище Гласу, что повлекло за собой полицейский рейд в посольство.
Таким образом, для эквадорцев полицейское вторжение в посольство стало законным ответом на цепь провокаций, устроенных Мексикой против правительства Эквадора.
В глазах эквадорцев Мексика открыто выступает на стороне коррупционеров и наркокартелей (вспомним о связях Гласа с наркобароном). Для них президент Обрадор - главный покровитель преступности, сделавшей жизнь в Эквадоре невыносимой.
Конечно, не все эквадорцы приветствуют арест Гласа в посольстве: в Эквадоре традиционно сильно левое движение. Но конфликт с Мексикой его заметно ослабляет. Слишком откровенно лидер левых Рафаэль Корреа, живущий в Бельгии, выступает против борьбы с преступностью, слишком много свидетельств коррумпированности левых политиков и их связей с наркомафией.
Но следует учитывать, что группировка Корреа – далеко не всё левое движение, а только его часть, находившаяся у власти и погрязшая в коррупции и преступных связях. И она присвоила левый брэнд, изображая из себя защитницу бедняков, индейцев и природы, и объявляя своих противников правыми и ультраправыми.
Так что никакой борьбы между правыми и левыми в Эквадоре нет. Президент Нобоа – не правый, а умеренно-левый. Он возглавляет своеобразный народный фронт, в который входят и левые, и правые группировки, которых объединяет стремление покончить с преступностью и коррупцией. И его популярность растёт.