Мы не только работать умели, но и отдыхать
Отчего дома дымок - как молитва
Маленькие деревни России - это не только история страны, но и человеческие судьбы, из которых образовалась корневая система нации, черпающая нравственные силы, наполняющая ими поколения. И тем печальнее наблюдать, как пустеют улицы, когда - то живые и многолюдные, как врастают в землю скукоженные осиротевшие дома, доживающие свой век в одиночестве заколоченных окон
Есть в России деревеньки,
Что от мира далеки.
Потихоньку, помаленьку
В них стареют старики.
(Э. Усманов)
Вот и на улице, где проживают супруги Гибаевы, старожилы д. Бакийково, в большинстве домов никто не проживает.
- Смотрю из окна, - сокрушается Мунира Минимулловна, - и хоть бы одну живую душу увидеть! Лишь снег да черные крыши, из труб которых когда - то весело уходили в небо теплые струйки дыма, несущие запах испеченного хлеба, березовых дров, наваристых щей - всего, что составляло быт человека. И этот дым был словно молитвой в небо, словно оберегом для деревни.
Родилась я в 1955 году, - продолжает женщина, - мой отец Мунип сначала пас деревенское стадо. Мы с сестрами помогали ему. Интересно было наблюдать за грузными коровами с хрустом рвущими траву, за лобастыми телятами, за неугомонными козлятами и лохматыми облачками овец. Нравилось время, когда стадо шло на водопой к реке. Когда животные утоляли жажду, то вздыхая и ласково мыча, укладывались на берегу отдыхать, а мы шли рыбачить.
Позже отец устроился в Бакийковское отделение совхоза "Манчажский", где долгие годы трудился скотником на ферме - пас молодняк. Был передовиком производства - его портрет не сходил с Доски почета. За добросовестный труд отца награждали путевками. Он даже побывал в Абхазии, откуда привез домочадцам подарки.
- Помню, - рассказывает Мунира Минимулловна, - как в день выборов папа ранним утром запрягал лошадь и отправлялся в клуб для голосования. Ему, как первому избирателю, вручали подарок - платок, который он, приезжая на ферму, дарил маме Газизе - она трудилась телятницей.
Супруги, помимо Муниры, воспитали пятерых детей: Фирдавису, Муршиду, Розалию, Радика, Винариду.
- Жили дружно, - признается Мунира Минимулловна, - вместе ходили за черемухой. За день насобирывали несколько ведер. Мама спрыскивала черемуху водичкой с сахаром, чтобы ягоды стали слаще, а папа отвозил нас с ведрами на лошадке в Манчаж, где на базаре мы продавали все до пустых донышек. Стакан черемухи стоил 25 копеек. На вырученные деньги нам покупали тетради, карандаши - все школьные принадлежности. А еще папа возил черемуху в Дружино - Бардым на мельницу, где перемалывал ее в муку, из которой мы варили кисель.
Собирали мы и землянику с грибами. Нашей обязанностью была и ловля мелкой рыбы при помощи платка - бредня на корм домашней птице. Пасли мы и гусей с утками, гоняя их к реке. Помимо домашних забот пололи совхозные поля с турнепсом, работали на уборке картофеля.
- У нас в Бакийково функционировала начальная школа и с 1 по 4 классы, - продолжает Мунира Минимулловна, - запомнилось мне, как папа где - то купил маленькие кирзовые сапожки, чтобы отправить меня в первый класс - у меня не было обуви. А мама, как увидела обновку, заплакала: "Да разве девочки ходят в кирзовых сапогах?"
С пятого по восьмой класс Мунира училась в Усть - Манчажской школе, куда ходила пешком. А старшие классы заканчивала в Азигуловской школе, живя в интернате.
После этого попыталась поступить в Нижнетагильский строительный техникум, но, не набрав баллы, уехала в Свердловск, где устроилась на стройку и проработала помощником каменщика три года. За добросовестный труд была награждена путевкой на Эльбрус.
За все мы жизнь благодарим!
В 1974 году тяжело заболела мама, умерла сестра - пришлось вернуться в деревню, где она и встретилась с Муфатиком, который начал ухаживать за ней, а в 1975 году они поженились.
Муфатик родился тоже в Бакийково в 1946 году. Его мама Фазила была домохозяйкой - воспитывала пятерых сыновей, а папа Мусабик - бригадиром полеводческой бригады. Окончив восьмилетку, Муфатик работал на ферме скотником, а, отслужив три года в Вооруженных Силах, вернулся и устроился на лесозаготовки. Затем вновь трудился скотником.
- Прожили мы с Муфатиком хорошую жизнь, - признается Мунира Минимулловна, - много трудились, понимая, что нашей молодой семье никто не поможет - родители рано ушли из жизни. Я десять лет проработала дояркой на ферме. Бывало, соберемся с подружками после дойки и начнем петь - доброе было время.
Мы не только умели работать, но и отдыхать. Каждый Новый год я шила карнавальные костюмы и детям, и себе. Как - то придумала костюм коровы. На белый халат нашила черные куски ткани, приобрела маску, на шею повесила колокольчик, а на ноги одела один валенок черный, другой - белый. Ездили мы с мужем к сестре в Мурманск, к родственникам в Казань.
После развала совхоза пришлось мне потрудиться и посудомойкой, и уборщицей, и сторожем. Муфатик работал три года в Рахмангулово, выращивая у китайцев тепличные овощи, а потом десять лет у индивидуального предпринимателя, занимаясь погрузкой и переборкой картофеля.
На свою первую корову мы заработали продажей земляники. Потом у нас было уже три коровы, телята, лошадь, овцы, разная птица. В 90 - годы мы выжили за счет торговли мясо - молочной продукцией.
А мы и не скрываем, что из деревни родом,
Что в бедности, в работе пришлось когда - то жить,
Но только научили прожитые там годы,
Любви и уважению, и труд людей ценить.
У Гибаевых родились дочка Гульнур и сыновья Ильнур и Эльмир, последний умер в возрасте 42 лет, что стало большим потрясением для всей семьи.
- Для нас - это непоправимая трагедия и утрата, - говорит Мунира Минимулловна, - Эльмира все знали как доброго, ответственного, веселого человека, любящего жизнь и людей. Я вспоминаю свою верующую бабушку Халямбику, читающую духовные книги и внушающую нам, что все по воле Аллаха, но так болит сердце. Мы с мужем благодарны всем, кто в страшную минуту поддержал нас, помог, кто любил и помнит нашего сына.
Сейчас у Гибаевых три внучки: Регина, Зарина, Алина; четыре внука: Салават, Артур, Арсен, Азамат; правнучка Амина. За каждого переживают и радуются их достижениям и успехам. Ждут всех в гости.
Хорошо в деревне летом,
Чистый воздух, свежий ветер.
Выйдешь утром на крыльцо —
Аромат цветов в лицо.
(С. Сережкин)
- Я обожаю цветы, - признается Мунира Минимулловна, - до сих пор сажаю огромное количество и радуюсь ярким всполохам в своем саду и огороде. Внуки приезжают и фотографируются в цветах, приходят и односельчане на фотосессию. Выращиваю несколько сортов лилий, флоксов, георгинов, петуньи, мака - такая красота кругом и аромат.
Помимо цветов выращиваем смородину, крыжовник, малину, викторию. Есть у нас теплица для огурцов и помидоров. Сажаем все овощи. Все есть - здоровье только подводит. Трудно выходить в деревню, поэтому огорчает тот факт, что в Бакийково не стало магазина - все ходят за покупками в Усть - Манчаж, а нам, пожилым, такое расстояние не преодолеть. Мы благодарим Р. С. Гайсину, частенько нас выручает, да и других добрых людей. Хорошая у нас и фельдшер ФАПа И. Ф. Нусратова. Всегда позвонит и поинтересуется состоянием здоровья, придет и проставит уколы, назначит обследования. Удивительная женщина! Благодарим мы и главу Усть - Манчажской администрации Р. Н. Габдулхакову, которая проявляет внимание и всегда отзывается на просьбу расчистить снежные заносы или грязь по весне. И вообще, за все мы жизнь благодарим!
Кажется ничего особенного - люди, как люди, обычные, но ведь именно такие труженики и составляют пласт народа, который поднимал страну из разрухи, сеял хлеб, растил детей, давая продолжение роду, а значит, передавая эстафету жизни будущим поколениям. И, наверное, не так уж это и мало.
А кирзовые сапожки для девочки, в которых вошла она в большую жизнь, как символ времени, когда счастье мерялось совсем иными ценностями, а люди умели любить.
Татьяна Костырева
2024 г