Внезапно рухнувший под Вязьмой мост, перекрывший одну из главных транспортных артерий между Белоруссией и Россией, актуализировал известные вопросы: "кто виноват"? и "что делать"?
В понедельник, 8 апреля, огромный путепровод в Смоленской области упал прямо на железнодорожные пути с активным транспортным сообщением между Россией и Белоруссией.
По счастью, во время падения моста на железнодорожные пути, под ним не оказалось поездов. Ехавшим в тот момент по автомобильной конструкции моста повезло меньше: как минимум одна молодая женщина умерла, а ещё 5 человек пострадало.
Версия о теракте
Версия о теракте или падения моста вследствие воздействия на него вражеского беспилотника отпала практически сразу. По словам местных жителей и очевидцев, мост, построенный в 1980-м году, давно нуждался в капитальном ремонте и "держался на соплях".
Бытовая версия
Выяснилось, что шесть лет назад местные власти попытались приступить к ремонту Панинского моста, но этого так и не случилось. В настоящий момент эксперты склоняются к тому, что Панинский мост мог рухнуть в результате подвижности грунта после зимы из-за таяния снега, а также в результате износа бетонной конструкции.
В настоящий момент управление Следственного комитета по Смоленской области возбудило уголовное дело по факту обрушения моста с гибелью человека. При этом статья, по которой возбуждено дело, не уточняется.
В ходе проверки будет дана оценка деятельности уполномоченных органов по содержанию и ремонту моста, а также своевременности проведения контрольно-надзорных мероприятий по проверке возможности эксплуатации конструкции.
Белорусский опыт
Следует сказать о том, что мосты периодически падают по всему миру. Так, минчане хорошо помнят о том, как в ночь после Рождества 2022 года в самом центре белорусской столицы на Немиге обрушился автомобильный и пешеходный мост.
По счастью, в Минске всё произошло в три часа ночи, на красный сигнал светофора. По этой причине тогда никто не пострадал. Примечательно, но путепровод на Немиге был почти свежий, так как прошёл дорогостоящий капитальный ремонт всего за два года до обрушения.
При этом до ЧП на Немиге в Белоруссии опасные звоночки падения мостов уже были. На протяжении нескольких лет по всей стране фиксировались обрушения более незначительных мостов.
Понимая это в разгар коронавируса Александр Лукашенко сказал буквально следующее:
"Мосты — это даже важнее коронавируса. Психоз должен быть вокруг мостов. Нам надо за короткий промежуток времени все мосты восстановить".
С тех пор по всей стране начата глобальная реконструкция путепроводов, а после громкого обрушения моста в Минске по всей стране были признаны негодными сразу несколько десятков ветхих путепроводов. В настоящий момент их реконструкция уже заканчивается.
Наследие СССР
Инфраструктурное наследство, доставшееся нам со времён СССР, если не принимать своевременные меры по реконструкции, приходит в негодность с учетом "выслуги". Это касается, как мостов, так и жилого фонда.
Россия – огромная страна, в связи с чем белорусские проблемы в этом отношении можно умножить как минимум на 15. Перед русскими строителями стоит вызов – оперативно реконструировать многие путепроводы, которые приобретают еще большее значение, учитывая их стратегическое значение в ходе СВО.
Автор: Александр Петров