Найти тему
А почему бы и нет?

Что есть Истина?

"...Другому как понять тебя?

 поймет ли он, чем ты живешь?

 Мысль изреченная есть ложь..."

 Фёдор Тютчев

     Чего в мире больше: правды или лжи? Существует ли Истина?
С позиций строгой логики можно утверждать, что всё есть "ложь". Поскольку чистой, абсолютной "правды" не бывает. Неполная "правда" - это уже ложь. Одна правда хорошо, а две уже неправда...
     Самая малая доля  лжи в том, что мы называем правдой превращает "правду" в ложь. Так есть.  Так принято считать. 
     А вот "правда", в каком бы количестве она не присутствовала во "лжи", никогда не превратит её в "настоящую" правду. Никто не стал бросать камень в "грешницу", когда Христос предложил это сделать тем, кто посчитает себя  абсолютно безгрешным, т.е. без "лжи" когда-то совершённой преднамеренно или случайно. Нет людей абсолютно безгрешных, правдивых...
     Явная асимметрия ценности и значимости "лжи" и "правды". Ложка дёгтя может испортить  вкус  мёда в большой бочке. А вот наоборот не получится - ложка мёда в бочке дёгтя  к особым изменениям вкуса дёгтя  не приведёт и замечена практически не будет.
     Понятие "правда" в обыденном понимании  ассоциируется   с понятием  "истина" и её ипостасью - "вера". Если ты в "это" веришь, значит "это" правда.  Несложно показать, что "неверующих" людей в природе  нет. Все человеческие знания основываются на представлении о верности чего-то, что принято за "истину"...
     Все современные научные  знания основываются на вере в определённый набор аксиом, постулатов.  Математика и современная физика основаны на вере. Вере в набор утверждений, названных  постулатами  и аксиомами. Лобачевский как-то засомневался в одном из придуманных постулатов и создал новую геометрию...
     Аксиомы, постулаты, принципы,  используемые  наукой,  основываются на так называемой  "очевидности", а это и есть "вера" в чистом виде. Любое подобное "истинное" утверждение невозможно ни доказать ни опровергнуть. Остальное содержание  правильной "науки" строится на этих "истинах". 
     Все люди - учёные и не очень - во что-то верят и в чем-то уверены. Ни во что не верящих людей нет. Ни во что не верящий человек - это человек верящей в отсутствие у него всякой веры во всё. Ни во что не верить - это разновидность веры. "А" верит в Бога. "В" верит в отсутствие Бога. "С" верит в то, что мир реален. "Д" верит в то, что всё - это его личная иллюзия...  Всё, как писал поэт (В.Высоцкий), зиждется на вере. И пророков нет в отечестве своём. Потому, что в своём доме, дворе, городе трудно поверить в то, что, полностью подобный тебе субъект, оказывается пророком... 
     Понятие "истина", обычно,  эксплицируется   через понятия "знание" и "правильность".  Под "истиной", при всех многочисленных её определениях, всегда подразумевается "правильное" знание чего-либо о чём-то. Абсолютно точное знание о "чём-то" или абсолютная уверенность в "чём-то" - это и есть сущность,  понимание "истины".
     При представлении "истины" обычно апеллируют к некоей действительности, которая есть "на самом деле". То есть, реально истинно только то, что таковым  является на "самом деле". Люди  особо не задумываются о том что есть такое "самое дело" и существует ли оно в реальности. Может это "самое дело"  есть всего лишь образ, представления ума, основанное на ощущениях и вере.Или на определённой парадигме?
     Все знания  существуют (экзистенциируют) только в головах, в сознании людей в виде мыслей, идей, теорий. В голову, в процесс мышления, в представление о чём-то, в  сознание к другому человеку не "влезешь" и его "знания" там не увидишь, не потрогаешь и не сопоставишь со своими.  А о "самом деле" действительности, как о некой независимой реальности, в форме  где-то существующих объектах и событиях ничего "истинного" сказать нельзя. У каждого своё набор электрохимических потенциалов. Можно только высказать некие "допущения" и сформулировать определённые "представления" о чём-то. При этом нет полной уверенности, что они истинны или ложны. Или эти представления лишь в некоторой степени соответствуют "объективной реальности". Кто-то верит, что "объективная реальность" есть ка бытие, а кто-то уверен, что этого нет. Мол всё иллюзия. Оба подхода  основываются на "вере" в свои личные чувства, на признании определённой парадигмы - системы восприятия, оценки  веры  - познания.
     "Знания" приобретаются различными способами, средствами и путями. В самом общем приближении можно выделить два принципиально различных способа получения знаний:
       - реальное (научное), проверяемое, воспроизводимое;
       - духовное(эзотерическое), мыслимое, представляемое.
       Первый путь использует опыт, научные методы доказательства и проверки фактов.
       Второй основан на вере в то. что непроверяемо опытом.
       Что означает словосочетание  "доказательство истины", если мы в принципе не можем получить абсолютно точных  знаний о чем бы то ни было?
       Принцип неопределённости Гейзенберга ограничивает наши физические знания о положении и количестве движения объекта.
       Теорема Гёделя ограничивает наши теоретические построения любых аксиоматических теорий. Всегда можно придумать нечто иное!
       Мы ни о чём не можем утверждать, что "это" есть "на самом деле" и  мы знаем про это в полной мере. В парадоксальной форме эта мысль выражена в афоризме: "Я знаю, что я ничего не знаю". Можно только добавить, что если эта идея "истинна", она тем самым и настолько же "ложна". Парадокс. Диалектика.
       Признание этого утверждения истинным подобно заявлению, что человек верит в равной степени в это и в противоположное. А это и есть отсутствие веры!
       Отсутствие веры - это разновидность существования равнозначных вер! В первой части фразы утверждается, что человек "знает", а затем  этот посыл  опровергается  второй частью  заявления, что человек знать не может. Вторая часть утверждения основывается на "вере" в то, что отсутствуют знания о том, что есть!
      Поэтому логичнее сказать: "Я верю, что я ничего не знаю и потому не могу ни во что верить!".  Подобные утверждения внутренне противоречивы и потому абсурдны, но демонстрируют реальную суть и  проблемы нашего познания.
      К подобным абсурдным утверждениям относится следующее, весьма любимое, в среде семинаристов позапрошлого века, представление: "Может ли всемогущий Господь создать камень, который Он Сам не сможет поднять?" (О "Всемогуществе Бога смотри
http://www.proza.ru/2013/09/07/1254).
     Любое познание   о чём-то чего-то всегда сопровождается расширением незнания о чём-то  про этот или рядом расположенный  предмет познания или  явление. Как однозначно  свидетельствует весь опыт человеческого познания: чем больше мы узнаём о чём-то в мире, тем больше понимаем огромность  нашего незнания об этом. Ну узнали мы о существовании и свойствах электрона. Так это привело только к ещё большему непониманию устройства микромира! Непонимание квантовой механики и гравитации только увеличивается со временем.
     Так что о каком-то  полном или абсолютном знании и понимании чего-либо может говорить только малограмотный человек.   
     Как мы уже отмечали выше, даже самое небольшое незнание ("ложь") делает знание любого объёма ("правду") ложью по определению. Знание всегда основывается в  той или иной степени на вере в истинность произносимых слов.  Любое знание всегда и  обязательно неполно и, следовательно, "ложно", поскольку всегда остаётся что-то непознанное. Речь может идти только о степени незнания, а не о степени знания!
      Критерием степени "не ложности" знания является принятие веры в той или иной степени и подтверждение этой правильности  другими людьми (по договорённости, соглашению, условности) различными экспериментальными способами с определённой степенью точности. Но никогда абсолютно!  Чем больше людей "верят" в реальность, действительность данного знания, тем менее ложным или более истинным оно считается.
     Можно ли "истинность" знания оценивать, измерять степенью приближения к истине? Нет. К "истине" нельзя "приблизиться".  Поскольку мы не можем знать точного  "местоположение"  истины. На практике нет никакого реального "приближения" к истине. Так называемое "приближение" к истине - это всегда уменьшение количества ложности конкретного знания. Уменьшение незнания - это и есть приближение к истине. 
     "Истины"  как предмета,  "как таковой"  нет. Реально может оцениваться только степень отсутствия лжи про неё и о ней. Насколько данные знания не противоречат наблюдениям практики.  То есть действительным мерилом "истины" является степень её не ложности на практике.
     Истину нельзя "добавить" в знания. Добавить или убавить можно только заблуждения и ложь.  Уменьшить заблуждения в  знании - вот путь познания истины. 
     Можно уменьшить  количество  незнания. Находя новое, познавая скрытое человек уменьшает  количество заблуждений и незнаний об объекте, системе, процессе, событии, явлении... Но по сравнению с беспредельностью непознанного любая прибавка новых знаний выглядит ничтожной. Хотя может быть весьма полезной для человечества.
     Новые знания увеличивают практические возможности человека, но в ещё большей степени расширяют горизонты непознанного. Так что довольно наивно рассматривать увеличение знаний как приближение к Истине. Разве шагая в сторону горизонта мы приближаемся к нему? Нет. Точно так же и с Истиной. Новые знания позволяют избавляться от имеющихся заблуждений и лжи,  неправильного понимания, ошибок.
      В определённом смысле Истину можно уподобить  пустоте. Пустота в помещении, в объекте, в системе увеличивается путём уменьшения количества вещества. Подобным образом долю истины мы увеличиваем посредством уменьшения в системе знаний количества неправды, ошибок, заблуждений...
     Противоположностью понятия "истина" можно считать слово  "заблуждение". А заблуждение - это разновидность непреднамеренной лжи.
      Понятие "ложь" - это чисто человеческое представление. Обычно под "ложью" подразумевают активное, преднамеренное, целенаправленное искажение знаний о реальности или придумывание того, чего не было и быть не может. Но есть ещё и непреднамеренное искажение действительности, непроизвольное заблуждение, неточность, что мы называем ошибками. Но в любом случае информация становится ложью или правдой только в ушах человека.
     Ложь - это не самостоятельная сущность природы, а лишь мера человеческого отступления от Истины. Причем, чем больше человек знает, тем больше ему открывается "лжи". Для мало знающего, малообразованного, некритичного, недалёкого человека почти всё, что он "слышит" и "видит"  выглядит "правдой".
     В естественной природе нет ни "лжи" ни "правды". У Природы всё есть Истина в своём  абсолютном Бытие. Но человеку это не дано непосредственно!  Или, вернее следует сказать, что для природы, для мира, для вселенной не существует понятий "правда" , "ложь" и, соответственно, понятия "истина". Эти слова выдуманы человеком для удобства. Природа и есть Истина. Понятия "ложь" и "правда" возникают только в сознании человека в процессе его познания, восприятия, оценивания  Природы и приспособления к существованию в ней.
      Запоминание собственного взаимодействия человека  с Природой  происходит посредством сознания, мышления, ума. В сознании человека  формируются представления об окружающем мире в виде мыслей, идей,образов. Человек имеет дело с ними только в своём сознании, в котором и возникают представления о "правдивости" и "ложности" всего. Всё, что создано Природой абсолютно истинно. А вот человек в своём сознании, мышлении, восприятии и осознании Природы искажает, деформирует, "замусоривает", придумывает Истину. Всё, что от человека - в той или иной степени всегда ложно. Как фотография объекта неадекватна  самому объекту так и человек и Истина предметы несовместимые.
       Конечно, можно представить, что если бы у человека была возможность непосредственного, не искажающего, "чистого" восприятия, отражения Природы, то и вопрос об "истинности" или "ложности" не стоял. В "чистом" восприятии Природы отразилась бы сама Истина. Но человек не обладает такими способностями - наше отражение Природы таково, что у нас в головах формируется ложный, искаженный, деформированный, загрязнённый образ Истины. И путь и цель человеческого познания состоит в очищении представления, восприятия  Истины в сознании от всей лжи, её сопровождающей , в отделении в ней плевел от зёрен, в формировании максимально адекватной и точной картины или скульптуры действительности в своём сознании, посредством удаления из него всего лишнего, как скульптор  из грубого камня отсекает  всё "лишнее".
       Но "скульпторов" много и у каждого из них своё представление и видение Мира. Так что каждый следующий уровень познания Природы, после её индивидуального  осмысления кем-то, состоит в общечеловеческом формировании "объективной" Картины Мира. И даже эта "объективная", общечеловеческая Картина Мира не станет истинной Истиной, а будет очередным этапом очищения от лжи, отсечением всего лишнего от грубой глыбы человеческого восприятия, отражения  Природы.
     Для лаконичной характеристики этих процессов как в прямом так и в переносном смысле очень хорошо подходит  понятие  Просветление.
     К Истине не приближаются - можно лишь уменьшить количество  лжи в том, что воспринимает человек. Поэтому Истину невозможно достичь, как и горизонт - чем быстрее ты приближаешься, узнаёшь, тем дальше он от тебя располагается.
     Истину нельзя добавить. Можно только убрать ложь. Истина изначально есть в человеке! Но она не видна нам. Она искажается, загрязняется "ложью" человеческого восприятия и понимания.
     И самый прямой и эффективный путь познания Истины давно человечеством понят  -  "Познай самого себя".
     Не нужно никуда ходить за Истиной. Никому не удастся дойти до горизонта. 
     Истина всегда есть здесь и сейчас. Она конкретна и ко времени. В каждом человеке, в каждом объекте и в каждом процессе. В каждой пылинке и капле...
     Имеющиеся у человека знания различаются не по количеству "истины", а по количеству лжи её затемняющей. Как вода из разных источников...
     "Просветление" подобно процессу очистки загрязнённой воды от мутного до чистого состояния. Просветление воды. Воздуха. Духа... Для этого давно уже придуманы различные методы: фильтрация, кристаллизация, дисцилляция, ректификация, хроматография... Осветление сути. Просветление разума.
     "Окончательная Истина так проста. Она - не что иное, как пребывание в своём первоначальном состоянии, которое не требует ни чтения священных писаний, ни выполнения каких-либо практик." (Шри Рамана Махарши). Один из вариантов.
     "То, что я говорю, истина, но когда вы это слышите и интерпретируете, она превращается в ложь. Я не говорю, что Будда лгал или Мухаммед лгал, — но люди слышали ложь. Когда я что-то говорю, это мой опыт. Если вы этому верите — это ложь. Пока вы это не переживете на своем собственном опыте, это будет оставаться ложью. Все верования — это ложь.
      "Вера — это препятствие. В этом состоит весь подход суфизма, фундаментальный подход — что все верования есть ложь. Сначала эксперимент, опыт, только тогда они действительно становятся истинными. Они становятся истинными, только когда вы их прожили. Через вашу жизнь они обретают качество истины." Ошо, СУФИИ ЛЮДИ ПУТИ. БЕСЕДЫ О СУФИЗМЕ URL: http://www.klex.ru/dl8
       Ложь особенно "хороша", и убедительна,  когда она в должной пропорции (золотое сечение) перемешана с правдой...
       P.s.: Абсолютной истины в принципе нет!!!
А где "она" должна и может быть?
Природа не знает такого понятия! Как и любых других человеческих слов о себе…
В головах людей? Истина? Так это чистый идеализм…
У людей  есть набор ощущений, чувств, представлений, мнений, концепций, теорий в виде слов, букв и цифр…   Вот, кое-то из этого,  мы и признаём за "истину".
Отсутствие Объективной Истины  в Бытие, Мире, Вселенной, Природе  вовсе не означает , что её искать не следует…
Сам процесс поиска "абсолютной истины" сопровождается  и приводит к многим полезным для человечества феноменами и вещами.


       "Что есть истина - 2"
http://www.proza.ru/2018/02/22/1233
       "Вся правда о лжи и вся ложь о правде"
http://www.proza.ru/2015/01/20/1042
       "Ложь есть во всём. Как и правда"
http://www.proza.ru/2014/12/01/2158
       "Вера в знания"
http://www.proza.ru/2014/08/08/92
       "Путь абсолютного познания"
http://www.proza.ru/2013/09/28/1303
       "Реальность, действительность, иллюзия" 
http://www.proza.ru/2013/08/22/1895
        "Важнейшая задача современного познания"
http://www.proza.ru/2014/07/16/848
        "Знать - назвать?"
http://www.proza.ru/2015/06/13/895
        "Знание - вера?"
http://www.proza.ru/2015/06/20/865