Советский Союз принято воспринимать, как страну где культивировался подвиг. По всем необъятным просторам устанавливались тогда памятники героям революции, и они были буквально повсюду. О героях снимали фильмы, о них писали рассказы, естественно упоминались они и в газетах. Вот только в какой-то момент история героизма свернула куда-то не в ту сторону. И как же так вышло, что государство, обладавшее внушительным пантеоном героев, вдруг сузило пространство для подвига? Случилось это где-то в эпоху Брежнева. Внезапно кино у нас стали снимать не об условном Стаханове. Да и в литературе вдруг исчезла вся эта молодая гвардия. На смену подвигу пришла коллективная Алла Борисовна. И ладно бы она просто пришла, но её же возвели на пьедестал как человека, с которого надо брать пример. Едва ли стоит удивляться последствиям.
Конечно, к памятникам героям революции дежурно ежегодно возлагались цветы. Пионеры и комсомольцы в абсолютных цифрах ласкали взор партийных чиновников. Только всё это превратилось в ширму, которая скорее должна была радовать пенсионеров. И весь этот героизм стал постепенно ассоциироваться с каким-то прошлым, которое больше не имело значения. Пространство для подвига сузилось, и стране больше не нужен был ни Стаханов, ни Тимур и его команда.
Нельзя сказать, что место для подвига больше не существовало в Советском Союзе, но он стал уделом немногочисленной прослойки избранных. Космонавты, покорявшие космос, геологи изучавшие дебри тайги, да может быть разведчики, о которых не так уж и много знали простые люди. Эпоха героев закончилась и вместо неё началась банальная рутина. Достать чешский хрусталь и финскую стенку. Вот он предел мечтаний советского человека из эпохи Брежнева. Это не хорошо и не плохо. Просто так сложилось, что стране стало не до массовых подвигов. Сейчас это пытаются преподнести, как хорошее время, когда людям дали наконец-то спокойно пожить, но за всё надо платить свою цену. Вот её и пришлось заплатить нашей стране в перестройку и последующие годы. Мы получили поколение, привыкшее к тому, что подвиг совершит кто-то другой.
Герой той эпохи это обычный человек, который работает свои восемь часов, не забывает об обеденном перерыве, а ещё он не забывает об общении с коллегами. Вспомните все эти «Служебные романы», там же в рабочее время идут постоянные диалоги. Там нет места не то, что подвигу, там и для работы-то пространства не остаётся. Героизм стал чем-то избыточным, потому его и заменили на вот такой вот быт. И я не думаю, что режиссеры тогда сильно приукрашали действительность. Скорее всего, так и было. Выпить чая в рабочее время, сходить на перекур, обсудить новости. Вот это было важно. Идти к какой-то большой цели никто больше не собирался.
Государство стало просто декорацией и фоном для чьей-то личной жизни. Идеалы, в которые верили люди делавшие революцию, утратили своё значение. Это опять же хорошо видно и по кинематографу. Какой у нас главный фильм до сих пор считается из той эпохи? Ну, конечно же «Ирония судьбы». Разве там есть что-то намекающее на государство? Нет, там частная жизнь выставлена на всеобщее обозрение и уж явно места для подвига там нет. Вот тогда-то на поляну и вышла условная Алла Борисовна. Но не просто вышла, а постепенно заняла вообще всё пространство.
Принято считать, что в 90-е годы окончательно исчезла тема патриотизма, но если вдуматься, то 90-е годы были всего лишь логическим продолжением того, что советские люди видели в 70-е. Постепенно навязывалась мысль о том, что подвиг может совершить кто-то другой, а не ты. Твоя же задача отсидеть спокойно рабочий день, раз в год съездить куда-то в отпуск и дождаться очереди на квартиру или машину. Ничего другого от человека больше не требовалось. Кто-то скажет, что это и есть нормальная жизнь, вот только вся история человечества говорит о другом.
Путь вперед никогда не был прямым. Как раз наоборот всегда приходилось куда-то лезть, пробираться, что-то покорять. Сидя на берегу, не узнаешь, что там на другой стороне. Так же как сидя в комфорте не смог бы Ермак покорить Сибирь. И страну мы бы не смогли собрать из осколков в 20-е годы. Ну, просто представьте себе героев из кино 70-х годов в 20-е годы. Едва ли они бы кого-то смогли вдохновить. Обычные обыватели это и есть сон разума, который, как известно, рождает чудовищ. Вот эти самые чудовища и расплодились в нашей культуре. Мы же теперь с удивлением смотрим на результаты, но едва ли они могли быть иными.
Если у нас вместо Чапаева Алла Борисовна, то о чём тут вообще вести речь? Не о чем тут говорить и печаль в том, что даже сейчас я бы не сказал, что начались какие-то перемены. Вот это-то меня и тревожит больше всего.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.