Указом Президента Российской Федерации от 26 января 1998 года уроженцу Беларуси, генерал-лейтенанту авиации в отставке Семенкову Алексею Ивановичу было присвоено звание Героя России: за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великую Отечественную войну, с вручением ему знака особого отличия — медали «Золотая Звезда».
Так восторжествовала справедливость в отношении летчика Алексея Семенкова, которого дважды во время Великой Отечественной войны представляли к званию Героя Советского Союза, но присвоение звания Героя тогда так и не состоялось.
Читаем в наградном листе: «Заместитель командира эскадрильи транспортных самолетов тов. Семенков лично участвовал в выполнении всех боевых полетов с самого начала Отечественной войны с немецким фашизмом. За это время т. Семенков сделал 219 боевых вылетов на линию фронта днем и 37 боевых вылетов в тыл противника ночью.
Трижды участвовал в выброске и высадке парашютных десантов. Возвращаясь с заданий, т. Семенков на бреющем полете расстреливал скопление фашистских войск и автоколонн.
На Ленинградском фронте Семенков 103 раза водил эскадрилью в Ленинград через Ладожское озеро. Город Ленина получил 2300 тонн боеприпасов и продовольствия, из Ленинграда вывезено 12700 человек.
Командир корабля т. Семенков за отличное выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.
За проявленный героизм при выполнении боевых заданий тов. Семенков Алексей Иванович вполне достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Краткая биография до Великой отечественной войны
А родился Леша Семенков 29 марта 1915 года в селе Тесалы тогдашней Витебской губернии. Его детские и подростковые годы прошли в Беларуси. Примечательно: в Городокском районном историко-краеведческом музее Витебщины соседствуют две фотографии знаменитого земляка Алексея Ивановича Семенкова. Одна сделана в далеком 1916 году, на ней годовалый Леша сидит на коленях у своей бабушки, рядом с ними его родители и старший брат Илларион. Вторая же фотография датирована уже 1998 годом, когда Алексею Ивановичу было присвоено звание Героя России. Между фотографиями целая жизнь и подвиги земляка, ставшего летчиком, защищавшего и свою малую и общую большую Родину.
Окончив на малой родине семилетнюю школу, Алексей Семенков поехал в Ленинград, где окончил рабфак и стал трудиться на заводе «Красный Октябрь». Там же зародилась у крестьянского парня из белорусской глубинки мечта стать летчиком. Алексей Семенков поступил и успешно окончил в 1936 году авиационную школу летчиков Гражданского Воздушного Флота СССР в Тамбове, показав при этом незаурядные летные способности. И уже вскоре, в 1938 году, Алексей Семенков вырос до командира корабля Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) Советского Союза.
В составе санитарно-транспортной авиации Алексей Семенков участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и за образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм был награжден орденом Красного Знамени.
В боевом строю всю войну, блестяще командуя полком транспортников
С первых дней Великой Отечественной войны летчик Алексей Семенков в Красной Армии, выполняя боевые задания в составе сформированной авиационной транспортной Московской группе особого назначения. В сентябре 1941 года Семенков был назначен заместителем командира эскадрильи спецотряда по снабжению блокадного Ленинграда. К концу года лейтенант Алексей Семенков совершил около 120 рейсов, доставив в город 81 тонну груза и эвакуировав около 650 человек. К середине января 1942 года на его счету уже было больше 220 боевых вылетов. В том же 1942 году командир корабля лейтенант Алексей Семенков в полете был тяжело ранен осколками зенитного снаряда, но, превозмогая боль и проявив волю, он с помощью бортрадиста, так как были ранены и другие члены его экипажа, сумел довести машину до посадки, лишь на земле потеряв сознание.
Вот как описывался этот боевой эпизод в героической летной биографии Алексея Семенкова:
«В ночь с 18 на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84 — 3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков А.И., второй пилот Осипян А.А., бортмеханик-инженер Кривенчук М.Ф., бортрадист Фомин П.Я., бортстрелок Пронягин А.М., кроме того, на борту находились два лица, сопровождавшие груз. При прохождении линии фронта после выполнения задания самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерией противника. В результате часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы. Материальная часть самолета также получила серьезные повреждения… Отмечаю исключительное мужество командира корабля, который, несмотря на полученные ранения, благополучно довел и посадил ночью поврежденный самолет на базе».
Скупые фронтовые строки не раскрывают весь героизм и тяжелые последствия этого полета. А тогда, истекая кровью, Алексей Семенков сумел привести и посадить израненную машину на своем аэродроме, тем самым спас не только самолет, но и жизни всех членов экипажа, и только после этого потерял сознание.
Вот почему и представляло командование полка лейтенанта Алексея Семенкова к высшей степени воинского отличия — званию Героя Советского Союза, но степень награждения была понижена и он был награжден орденом Ленина.
Не могу не привести и слова внучки Алексея Ивановича Семенкова — Елены Семенковой из ее рассказа о той поре боевой деятельности деда и его боевых друзей, летчиков-транспортников:
«Я хочу рассказать о моем деде Алексее Ивановиче Семенкове, ветеране Великой Отечественной войны, Герое Российской Федерации. В начале войны он был лейтенантом, а закончил службу в Вооруженных Силах генерал-лейтенантом авиации.
К концу 1941 года, когда Ленинград оказался в кольце блокады, единственным средством связи с городом оставалась авиация. Была организована авиагруппа особого назначения из опытных летчиков Гражданского Воздушного Флота, куда и был направлен мой дед. В метель, в дождь, в туман, под огнем немецких зениток, он водил самолеты, нагруженные продуктами и другими необходимыми грузами, в осажденный город. А обратно вывозил больных людей, чаще детей.
Более трех месяцев самолеты летали в Ленинград по несколько раз в день. В городе начался голод. Особенно страдали дети. Дед рассказывал, что около них всегда толпилось много ребятишек, они приходили, чтобы попросить немного хлеба у летчиков, и пилоты перед вылетом, во время завтрака в столовой аэродрома, незаметно клали в карманы весь поданный хлеб, котлеты и другие продукты, а потом везли их голодным детям Ленинграда. Изредка летчикам давали что-нибудь сладкое к чаю, но они не пробовали этого — увозили детям…»
А летали транспортники Семенкова зачастую с чисто символическим воздушным прикрытием (пара И-16 на 12 транспортников), а в большинстве боевых вылетов и вообще не было прикрытия истребителями. И надо сказать, что Алексей Семенков и его боевые друзья-летчики творили чудеса героизма и мастерства: шли, как правило, над самыми волнами озера, почти касаясь винтами волн, посадка и взлет в Ленинграде производились под непрерывным артобстрелом, а в воздухе за ними охотились вражеские истребители. Но и в этой обстановке им иногда удавалось совершать по 4 рейса в сутки, ценой сверхчеловеческого напряжения сил экипажей. Так, в одном из боевых вылетов группа Семенкова подверглась атакам нескольких истребителей врага. Приказав экипажам теснее прижаться друг к другу, умелым маневрированием и сосредоточенным огнем бортовых пулеметов они отразили все атаки, сумел даже сбить вражеский истребитель.
После двухмесячного лечения в госпитале Алексей Семенков снова на фронте, в боевом строю, но уже он — командир эскадрильи, организуя и непосредственно участвуя в доставке боеприпасов, всего необходимого материально-технического имущества и других военных грузов для наших войск, сражавшихся на Курской дуге.
А в августе 1943 года майор Алексей Семенков вступил в командование военно-транспортным полком. И за успешные действия в боях за освобождение Крыма и Севастополя полк, которым он командовал, был удостоен Почетного наименования «Севастопольский», а восьми его воздушным бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Из наградного листа Крымского периода боевой работы авиаторов-транспортников на командира полка майора Алексея Семенкова:
«Майор Семенков А. И. лично совершил более 350 боевых вылетов, из них 51 в тыл противника. Имея и обладая большим летным опытом, он совершенствовал боевое мастерство личного состав полка. Т. Семенков воспитал не один десяток прекрасных командиров кораблей, которые вписали в историю полка блестящие страницы. За время работы в Крыму летный состав полка совершил 435 боевых вылетов, доставил партизанским отрядам 317 тонн боеприпасов и вооружений, 118 тонн грузов военного назначения, подбросил подкрепления в количестве 2598 человек. т. Семенков А. И. достоин награждения орденом Александра Невского».
А это, заметим, орден уже полководческий, так высоко был отмечен командирский талант летчика-руководителя Алексея Семенкова.
А еще стал он, как его назовут, фельдъегерем великой Победы
Последним боевым заданием для экипажа гвардии полковника Алексея Семенкова стал полет из Берлина в Москву ночью 9 мая 1945 года. Так уроженец Беларуси летчик Алексей Иванович Семенков удостоился чести доставить в столицу большой Родины советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Об этом полете из воспоминаний второго пилота экипажа Алексея Семенкова — летчика Абдусамата Тайметова :
«Я стою рядом с Алексей Ивановичем недалеко от двери самолета и в этот момент среди провожающих к нам подходят двое, один в военной форме, а второй в гражданской. Из портфеля офицер высокого роста достает пакет, опечатанный сургучной печатью, и передает человеку в гражданской форме. А он, в свою очередь, передает его в руки Алексея Ивановича Семенкова, крепко пожимает ему руку и говорит, что этот пакет необходимо доставить в Москву, что здесь Акт о капитуляции поверженной фашистской Германии, а этот сверток — Знамя Победы! В свою очередь документы и сверток командир передал мне, и мы пожали друг другу руки. Командир отвечает, что задание будет выполнено.
В этот момент в Москве было 4 часа утра.
Запуск двигателей, махаем рукой через окна кабины пилотов, и после разрешения отруливаем на взлетную полосу. По радио дали разрешение на взлет, и мы полетели, взяв курс прямо на встречу восходящего солнца. По указанию командования маршрутная линия была «ломанная» (данное выражение применяется на авиатрассах, когда вместо того, чтобы летать по прямой линии, самолет летает по ломанной линии, под разным углом курсов, что в опасных случаях вводит в заблуждение врага).
Полет продлился около шести часов. В Москву прилетели примерно в одиннадцатом часу.
Подрулили к указанному месту, затормозили и выключили мотор. Я сразу отдал командиру в руки пакет и Знамя, как ценный, самый ценный груз, что на Земле такой ценности не существовало за всю историю человечества. Весь экипаж от всей души пожимает командиру руку, с гордостью о выполненном большом правительственном задания. Когда мы подошли к двери, командир уже был на земле, где его поздравляли «с Победой», и в это время он серьезно докладывал кому-то о выполненном полете и отдавал одному пакет, а другому сверток со Знаменем Победы. Я точно помню одно, что рядом с ним стояло 4 человека — два генерала и двое в гражданской форме. Вокруг стояла уже толпа народа, и фотокорреспонденты щелкали кнопками своих фотоаппаратов.
Радость, волнение, улыбки, рукопожатия, обнимочки… всему этому нет конца, и толпа ликует от радости, что наконец, мечта о Победе над врагом Отечества стала явью!»
Послевоенный период летчика Алексея Семенкова и память о нем
После Великой Отечественной войны Алексей Семенков вернулся в Гражданский Воздушный Флот СССР (ГВФ), был командиром отдельной авиационной группы Международных воздушных сообщений ГВФ, командиром 19-го отдельного авиационного полка особого назначения ГВФ. С 1953 года Алексей Семенков — начальник Управления в ГВФ СССР, затем — начальник Госавианадзора Гражданского Воздушного Флота СССР.
Алексей Иванович Семенков все время продолжал летать, и в 1957 году он первым в Советском Союзе совершил трансатлантический перелет Москва-Нью-Йорк-Москва на самолете Ту-104. В 1970 — 1975 годах Алексей Семенков уже первый заместитель Министра Гражданской авиации СССР.
С 1975 года генерал-лейтенант авиации Алексей Иванович Семенков в отставке. Жил в городе-герое Москве, работал председателем секции по допризывной подготовке молодежи в одном из московских военкоматов. Скончался Герой России Алексей Семенков в ноябре 2000 года.
В Беларуси Алексей Иванович Семенков не забыт. На Витебщине, в районном центре Городок, в память о земляках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, открыта Аллея Героев, в их числе есть и имя Героя Великой Отечественной войны Алексея Ивановича Семенкова.
Работая на руководящих постах, генерал-лейтенант авиации, заслуженный пилот СССР Алексей Иванович Семенков внес большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации, освоение реактивной авиатехники, обеспечение безопасности полетов. И в награду ему за это именем Сименкова назван самолет с боровым номером RA-89059 семейства отечественных самолетов «Sukhoi Superjet 100», поступивший в «Аэрофлот» в июне 2016 года. Так жизнь Героя продолжается в самолете, что весьма символично.
Текст: Владимир Касьянов
Фото: из открытых источников