Найти тему
Перо и Пыль Истории

Как гуманитарная помощь обернулась трагедией колонизированного Конго

Геноцид в Конго является одним из крупнейших массовых убийств в современной истории, насчитывающим от 8 до 10 миллионов жертв и миллионы других тяжело раненых.

Мужчина-миссионер из миссии Конго Балоло держит руку конголезца с ампутированной конечностью, 1890–1910 гг., библиотеки Университета Южной Калифорнии.
Мужчина-миссионер из миссии Конго Балоло держит руку конголезца с ампутированной конечностью, 1890–1910 гг., библиотеки Университета Южной Калифорнии.

Многие документальные фильмы, фильмы, книги, телесериалы и статьи часто представляют определенные человеческие злодеяния, такие как Холокост, что делает их всемирно известными. Европейский Холокост, без сомнения, был одним из самых ужасающих преступлений в современной истории, и причина, по которой люди так осознают это, более чем ясна. Однако общественный интерес к геноцидам против неевропейцев и неамериканцев по-прежнему очень мал. Страны, пострадавшие от таких преступлений, не имеют власти или денег, как западные, чтобы их можно было услышать через аудиовизуальные средства массовой информации. Геноцид Конго является одним из наиболее забытых преступлений против африканского народа, совершенных европейской страной. Хотя исследователи и любители истории начали затрагивать эту тему, многие факты остаются скрытыми.

До конголезского геноцида: Королевство Конго

Портрет дона Антонио Эмануэля Маркио де Винта, посла короля Конго , 1608 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Портрет дона Антонио Эмануэля Маркио де Винта, посла короля Конго , 1608 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

До колонизации Бельгии и конголезского геноцида в 19 веке Конго было большой территорией со вторым по величине тропическим лесом в мире. Его жители жили там сотни лет, мигрировав из Нигерии в 7-8 веках нашей эры . Большинство построили свои дома вокруг леса. Управление было централизовано, и страна стала называться Королевством Конго. Большинство жителей были рыбаками, торговцами и фермерами. Поэты и художники пользовались большим уважением, как и вожди. Раннее Королевство Конго территориально расширялось за счет союзов, браков и партнерств.

Португальские исследователи прибыли в Королевство Конго в 1482 году. Португалия и Королевство Конго объединились, и многие конголезские королевские семьи обратились в христианство. После союза с португальцами конголезцы вели войны против других африканских племен. Они захватили многих соотечественников и продали их своим новым союзникам как порабощенных людей. Однако многие конголезцы были против этого преобразования, и возникли гражданские конфликты. Несмотря на то, что победителями в этих конфликтах стали христианизированные вожди, Королевство Конго сохранило свои традиции и религию наряду с недавно пришедшими христианскими ценностями.

Парадокс этого союза заключается в том, что португальцы вместе с британцами, голландцами и французами поработили многих свободнорожденных конголезцев с разрешения вождества Королевства или без него. С точки зрения европейцев, конголезцы были хуже других африканских стран. Руководители использовали эту угрозу как средство подчинить своих подчиненных.

Бельгийская колония: Свободное государство Конго

Men of the Force Publique, 1899, Британская библиотека, Лондон.
Men of the Force Publique, 1899, Британская библиотека, Лондон.

В 19 веке Леопольд II, конституционный монарх Бельгии, пытался убедить правительство колонизировать определенные районы Африки. Однако его попытки не увенчались успехом. В 1880-х годах он решил использовать созданную им Международную африканскую ассоциацию, чтобы осуществить свои планы. Намерения короля Леопольда были совсем не гуманитарными. Конго тогда было страной, полной особых ресурсов, которые могли предложить ему как большие доходы, так и низкие затраты. Под предлогом гуманитарных целей ему удалось на законных основаниях владеть Королевством Конго.

Казнь рабов Вакути возле станции Экватор , 1885 г., Конго и основание ее свободного государства: история работы и исследований (1885 г.), Archive.org
Казнь рабов Вакути возле станции Экватор , 1885 г., Конго и основание ее свободного государства: история работы и исследований (1885 г.), Archive.org

Колонизированное Королевство Конго получило новое название — Свободное государство Конго. Леопольд не мог экономически поддерживать свою новую собственность за счет бельгийских государственных средств, поэтому он сохранил ее за счет средств своей новой земли. Конголезцы заплатили бы Леопольду, его сторонникам и бельгийскому государству за то, что они были их рабами. Таким образом , здания в Бельгии, такие как Королевский музей Центральной Африки, были построены за счет неоплачиваемого труда конголезского народа.

Но самое худшее было еще впереди. Свободное государство Конго было не только прекрасным источником человеческого труда. Это была одна из самых кровавых европейских колоний в Африке, если не самая кровавая.

Торговля, рабство и дискриминация в Свободном государстве Конго

Вид на станцию ​​и порт Леопольдвиль на реке Конго, 1884 год, Конго и основание его свободного государства: история работы и исследований (1885 год), Archive.org
Вид на станцию ​​и порт Леопольдвиль на реке Конго, 1884 год, Конго и основание его свободного государства: история работы и исследований (1885 год), Archive.org

Когда Леопольд колонизировал Конго, это была страна, полная потенциала и богатых источников. Однако большинство источников, таких как медь, золото и алмазы, потребуют времени и денег, чтобы принести колонизаторам хороший доход. Поэтому Леопольд решил, что основными продуктами Конго будут каучук и слоновая кость. Эти продукты, хотя и были очень прибыльными, оказались слишком трудными для сбора местными жителями. Единственным способом заставить их усердно работать без личной выгоды была сила. Король Леопольд нанял армию, состоящую из европейских и конголезских солдат, Force Publique, чтобы навязать свой суверенитет местным жителям.

Секционный пароход Le Stanley покидает Виви-Бич, Конго , 1885 год, через Конго и основание его свободного государства; история работы и исследований, через Archive.org
Секционный пароход Le Stanley покидает Виви-Бич, Конго , 1885 год, через Конго и основание его свободного государства; история работы и исследований, через Archive.org

Короля Леопольда хвалили в Европе за его действия против работорговли в Конго, возглавляемой арабами, нового строительства в Конго и «цивилизации дикарей» через религию. На самом деле он отменил работорговлю в своей новой собственности, чтобы использовать местных жителей в качестве своих личных рабов. Посвящение в христианство было тактикой, призванной облегчить их порабощение. Кроме того, строительство новых зданий только шло на пользу интересам завоевателей: большинство объектов, таких как, например, больницы, могли использоваться только белыми людьми. Между тем, конголезцы были обязаны платить налоги натурой своему новому европейскому королю, большую часть времени за счет своего питания, здоровья и выживания.

Спрос на каучук и слоновую кость на западном рынке был настолько велик, что даже миллион жителей этой большой страны не мог его удовлетворить. Каучуковые растения выращивали в лесах, вдали от домов. Местное крестьянство было вынуждено каждый день ходить туда за молоком с деревьев. Кроме того, слоновую кость можно было добыть только во время охоты на слонов, что еще сложнее. Вскоре конголезцам стало слишком трудно собирать достаточно ресурсов в тех количествах, которые желал их новый король. Force Republique быстро начала использовать терроризм для увеличения производства.

Зверства, которые привели к геноциду в Конго

Фотография, сделанная Алисой Сили Харрис в Баринга, изображающая Бомпенджу, Лофико — братьев Нсала — третьего лица, Джона Харриса и Эдгара Станнарда руками Лингомо и Боленго, которые предположительно были убиты часовыми, 1904 год, Правление короля Леопольда в Африке, Эдмунд Морель, Archive.org.
Фотография, сделанная Алисой Сили Харрис в Баринга, изображающая Бомпенджу, Лофико — братьев Нсала — третьего лица, Джона Харриса и Эдгара Станнарда руками Лингомо и Боленго, которые предположительно были убиты часовыми, 1904 год, Правление короля Леопольда в Африке, Эдмунд Морель, Archive.org.

Излишне говорить, что конголезские деревни были не в состоянии производить чрезмерное количество слоновой кости и каучука, в которых они нуждались. Когда производство было хотя бы немного ниже требуемого, бойцы Force Publique совершали серию чудовищных преступлений против местных жителей. Самое печальное во всем этом заключалось в том, что большинство людей, совершивших зверства, сами были африканцами, искавшими благосклонности своих белых начальников, представлявших империалистическую европейскую буржуазию.

Их похитили в детстве, вырастили королевскими солдатами или низкооплачиваемыми африканцами. Бойцы Force Publique традиционно отрезали нижние конечности, руки, ноги и даже головы «непослушным» по приказу своих европейских офицеров. Изуродованные части тел жертв иногда съедали. Порка жителей деревень и сжигание целых деревень также были распространенной террористической тактикой. Многие конголезцы умерли от переутомления и невылеченных болезней, таких как оспа и сонная болезнь.

Сексуальное насилие в отношении женщин было повседневным явлением. Конголезские женщины были совершенно незащищены, особенно когда они не могли платить государственные налоги. Белые мужчины и часовые похищали молодых девушек и женщин, кого им хотелось. Изнасилования, сексуальные пытки и принудительное сексуальное рабство были наиболее замалчиваемыми преступлениями геноцида в Конго. Большинство поисков и книг о колонизации Конго информируют современную аудиторию о зверствах, связанных с нанесением увечий, но не о гендерных злодеяниях. Современное Конго — это страна с одним из самых больших случаев изнасилований и сексуальных пыток, уходящая своими корнями в эпоху колонизации. И все же о женском опыте той эпохи по большей части умалчивают.

Девять заключенных-мужчин в Конго стоят у стены, соединенной цепями на шеях, автор Гейл Уильям Эдгар , 1905 год, через Wellcome Collection, Лондон.
Девять заключенных-мужчин в Конго стоят у стены, соединенной цепями на шеях, автор Гейл Уильям Эдгар , 1905 год, через Wellcome Collection, Лондон.

Католическая церковь также имела долю в экономике Конго. Однако многие миссионеры вернулись в свои дома, ужаснувшись зверствам короля Леопольда и богатых европейцев. Некоторые из них записывали то, что видели и слышали. Они сфотографировали жертв; они взяли свои показания и написали об ужасах, свидетелями которых они стали. Джордж Вашингтон Уильямс был чернокожим американским историком, который брал интервью у многих африканцев, жертв превосходства белой расы в Конго, и пытался изменить их жизнь, используя свой голос и привилегированное положение. Многие другие участники кампании против рабства опубликовали свой собственный опыт и источники о геноциде в Конго. Однако правительства обратили внимание на ситуацию в Конго только после 23-летнего правления короля Леопольда.

Последствия геноцида в Конго

Разрушенные статуи короля Леопольда, 2020 г., Видеорепортаж корреспондента ITV News Эммы Мерфи, ITV News
Разрушенные статуи короля Леопольда, 2020 г., Видеорепортаж корреспондента ITV News Эммы Мерфи, ITV News

После международного возмущения зверствами и 10 000 000 массовых убийств конголезцев во время правления короля Леопольда II Бельгия решила управлять Конго. Конго было бельгийской колонией с 1908 по 1960 год. Европейские и американские империалисты продолжали эксплуатировать конголезский народ, который все еще был бельгийской колонией. живут в ужасных условиях жизни. Смертность от невылеченных болезней по-прежнему была обычным явлением, а гуманитарная помощь оказывала недостаточную помощь.

В конце 1950-х годов Национальное движение Конго разгромило бельгийские силы, и Конго стало независимой страной. По сей день насилие остается повседневным явлением. После многих десятилетий массовых убийств, террора, эксплуатации и захвата ресурсов своей земли конголезцы по-прежнему являются жертвами международной европейской колонизации. Влияние правления короля Леопольда и бельгийского правления все еще слишком велико, чтобы его можно было забыть, хотя история Конго остается упущенной из виду.

В 2020 году, после убийства Джорджа Флойда в США и последовавшего международного протеста по поводу продолжающейся дискриминации чернокожих, Бельгия вспомнила историю конголезского геноцида. Многие веб-сайты, газеты и телеканалы отдали дань уважения этому вопросу параллельно с движением Black Lives Matter. В Бельгии граждане разгромили и снесли статуи короля Леопольда II и его офицеров в ответ на то, что таких кровожадных людей прославляют и сегодня. Король Леопольд действительно сыграл важную роль в истории Бельгии. Однако, когда государство создает статуи, которые, кажется, прославляют его, вместо того, чтобы возводить статуи в память о его жертвах, это означает, что все еще существует выборочная память об историческом прошлом.

Статьи публикуются ежедневно!

Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

#history #story #история #рассказы #королевская семья