– Планы по объединению Шумерли и Шумерлинского района вынашиваются давно, но сейчас они как никогда близки к осуществлению. Хотя, насколько мне известно, календарный план необходимых мероприятий сверстан на скорую руку, нуждается, по крайней мере, в уточнении. Никаких референдумов, вся ответственность за принятое решение возлагается на депутатов. Но прежде чем голосовать, хотелось бы получить экономическое обоснование реформы. Пока же нет никакой уверенности в том, что слияние муниципалитетов принесет какую-то пользу, у меня нет, – рассказал «Правде ПФО» депутат городского Собрания депутатов Шумерли Вадим Задорожный.
Действительно, еще в 2013 году по распоряжению тогдашнего главы Чувашии Михаила Игнатьева была создана рабочая группа из высокопоставленных чиновников, которой предписывалось проработать механизм воссоединения. Однако горожане встали на дыбы, и прозвучала команда «Отбой!».
Вновь тема стала актуальной в связи с началом строительства трассы М-12.«Прежде всего это должна быть инициатива людей, которые проживают в городе Шумерля и в Шумерлинском районе. Инициатива была озвучена руководителями этих муниципальных образований. Очевидно, к этому мнению они пришли, исходя из тех перспектив, которые открываются из-за такого формата организации их жизнедеятельности, – заявлял руководитель региона Олег Николаев. – Мы, конечно же, будем поддерживать и всяческим образом способствовать тому, чтобы максимально комфортно этот процесс прошел. Самое главное, чтобы это было полезно для всех жителей этих муниципалитетов».
– Очевидно, что реорганизация отвлечет внимание властей от насущных проблем. А нам надо бы разобраться с тем, что здесь наворочено за последние годы. Как известно, куратором города со стороны правительства Чувашии выступал вице-премьер Павел Данилов. По его инициативе так реконструирован городской парк, что от него остались рожки да ножки. Проект стал победителем всероссийского конкурса, получил почти 100 млн, но горожане остались огорошенными результатами. Теперь на все эти художества нужно взглянуть иными глазами. Но кто будет этим заниматься в период передела кабинетов.
В Алатыре также царит некая растерянность в связи с предстоящей реформой. «И городским, и сельским депутатам придется сложить свои полномочия. В Собрании нового муниципалитета всем мандатов явно не хватит, поэтому не обойдется без роста политической нервозности, – поделилась с «Правдой ПФО» городской депутат Марина Лазарева. – А жителей беспокоит, что пострадает городской бюджет, часть его доходов будет перераспределено в пользу деревни. Но процесс пошел, его уже, думаю, не остановить».
Конечно, правомерен вопрос – почему объединение приведет к созданию муниципальных, а не городских округов? Оказывается, в законодательстве установлены определенные критерии, которые должны соблюдаться в совокупности.
Во-первых, в городском округе, включающим в себя сельские территории, должны проживать не менее двух третей именно горожан. Во-вторых, в таких случаях сельская территория может превышать городскую не более чем в два раза. В-третьих, плотность населения должна быть выше в пять раз и более средней плотности в РФ.
И так получается, что ни Алатырь, ни Канаш, ни Шумерля всем трем критериям в совокупности не соответствуют. Поэтому претендовать они могут только на статус муниципальных округов. Например, в Алатыре с пропорцией населения все в порядке, но сельская территория превышает городскую в десятки раз. Канашский округ соответствует по плотности населения, но не проходит в городской округ по соотношению городского и сельского населения.
Кстати, Канашская вариация вызывает больше всего вопросов. В отличие от Алатыря или Шумерли сельская территория здесь отнюдь не загибается. Про город и разговоров быть не может – железнодорожная столица Чувашии, и этим все сказано. То есть, вполне муниципалитеты могут развиваться самостоятельно. А то в реформаторском раже можно и Чебоксарский район к Чебоксарам присоединить. Только кому это нужно?
– Мне рассказывали старые коммунисты, что однажды объединили парторганизации Канаша и района. Курировать село поручили второму секретарю горкома. Он ездил по деревням, а потом жаловался коллегам: дескать, ничем не могу им помочь, ничего не понимаю в сельском хозяйстве. То же самое может и сейчас повториться. Где найти главу муниципалитета, который будет докой и в промышленности, и в агрономии, и в ЖКХ. А на заместителях выехать не удастся, все равно руководитель за все сам отвечает, – рассказал «Правде ПФО» канашец Виталий Жураев.
Наблюдатели обращают внимание на то, что еще не проанализированы результаты реорганизации районов в муниципальные округа. Некоторые руководители теротделов сетуют, что полномочия у них урезаны по сравнению с главами поселений, а обязанности остались те же самые. Да и получать фактически они стали меньше. Реформа в Чебоксарах вроде затевалась ради сокращения управленческого аппарата, а на деле привела к его увеличению. Но республиканская власть ставит задачу по объединению муниципалитетов в короткие сроки, так что вряд ли все сомнения будут приняты в расчет.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото: cap.ru, соцсети