О спектакле «Мой дом — твой дом» театра «На Трубной» («Школа современной пьесы»). Премьера 5 апреля 2024
Спектакль «Мой дом — твой дом» поставлен по пьесе современного английского писателя Иана Огилви, исполненной блистательного жутковатого юмора. Именно английский юмор, с его мощной сатирической составляющей, ближе всех отечественному зрителю. Английский юмор мрачный, но сам сумрак его искрится. «Юмор висельника» направлен на абсурд нашей жизни, с которым серьезный человек справиться не в состоянии.
Абсурд, доведенный до крайности, в которую уже не веришь, настолько она чудовищна, строит свой собственный мир, в котором отражается весь жизненный хаос. Бунтовать против чудовищности современного мира бессмысленно, а высмеять ее, развернуть в сторону человечности и здравого смысла можно и даже нужно. Ведь в этом мире как-то приходится жить.
Английский юмор не отворачивается от жизни и наполняющих ее страхов, но обыгрывает их, вырывает у них жало. Жутковатость созданного мира разбавлена смехом, как в детской игре, когда страшилок столько, что бояться их уже бессмысленно.
Но пьеса остроумного англичанина не просто инсценирована — она адаптирована под нашу культуру и нашу действительность. Пресс-показ — это первый прогон спектакля на зрителях. Актеры были несколько скованы, неуверены, местами переигрывали, но как только сцене появился Иван Мамонов (он же режиссер-постановщик), все стало на свои места. Уверенно, не торопясь, вразвалочку, вошел он в образе бандита Кувалды, в татуировках и кожаном прикиде, самодовольный, внутренне ироничный, жизнерадостно напевая о замерзшем английском покойнике:
А ты такой холодный,
Как айсберг в океане...
- и зал лег от смеха. К актерам пришла легкость и блеск, без которых нет ни одной комедии — и показ завершился при полном аншлаге.
Эту сцену я привела как иллюстрацию мысли о том, что любой иностранный текст необходимо адаптировать к нашей реальности. Как только в действие входит узнаваемый персонаж — сразу устанавливается необходимый контакт с залом, раскрываются дополнительные смыслы, запускается ассоциативный ряд — и дело в шляпе!
В гангстерской комедии положено пролить много крови — и кровь обильно проливается. Но убийства совершаются случайно, беззлобно и не нашими героями, что избавляет их не только от необходимой самообороны, но и спасает всем жизнь. Перед нами то самое действие, где вместо крови льется клюквенный сок, а количество трупов искупается их прижизненным несовершенством. Короче, погибают злодеи, выживают мирные обыватели, игрой случая очутившиеся в гуще криминальных разборок.
Мирные обыватели — добропорядочное английское семейство, прибывшее на отдых в Испанию по обмену. Но кто ж из них мог предполагать, что меняются домами с главой гангстерской группировки!.. Все перепутывается, гора трупов растет, мирный Джереми, которого тошнит от одного вида покойников, совершает героический поступок (блистательный, тонкий, легкий Артем Минин),
...глава семейной фирмы временно становится превосходным поваром (напыщенно-смешной Денис Кутузов), а добропорядочная супруга-бухгалтер проявляет чудеса находчивой проницательности, не теряя времени даром за вражеским компьютером (манерно-элегантная Джульетта Шабанова).
Постановка красочна, но не перегружена цветом. Сценография, музыкальное сопровождение, комическое решение образов, в меру гротескное, в меру карикатурное — все исполнено вкуса и пародийного блеска. Много остроумных решений, за которые хочется отдельно поблагодарить художника Анастасию Глебову.
На сцене — карнавал, замешанный на английском черном юморе и его блестящей адаптации к русской сцене. В их преступниках публика узнает наших братков «лихих 90-х», а благодаря изворотливости ума и упорному желанию не сдаваться вся компания не только выживает, но и оказывается владельцами крупного капитала. Все жутко смешно, ситуативно и ассоциативно. И в этом смехе есть огромная объединяющая сила, в которой мы все так нуждаемся.
Как писал театральный критик начала прошлого века Сергей Волконский, «из чего составлен смех … ? Ведь из дребедени. А между тем это школа здоровья. Как трава после дождя, омытая от пыли, свежеет и приподымается, таким вы выходите из этого театра».
Его высказывание можно в полной мере отнести к Ивану Мамонову, которого мы от души поздравляем с отличным режиссерским дебютом и его труппе, создавшей блистательную комедию, после которой так хочется жить.