Найти тему
Московская беседка

О пользе английского юмора, или Да здравствует клюквенный сок!

О спектакле «Мой дом — твой дом» театра «На Трубной» («Школа современной пьесы»). Премьера 5 апреля 2024

Спектакль «Мой дом — твой дом» поставлен по пьесе современного английского писателя Иана Огилви, исполненной блистательного жутковатого юмора. Именно английский юмор, с его мощной сатирической составляющей, ближе всех отечественному зрителю. Английский юмор мрачный, но сам сумрак его искрится. «Юмор висельника» направлен на абсурд нашей жизни, с которым серьезный человек справиться не в состоянии.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Абсурд, доведенный до крайности, в которую уже не веришь, настолько она чудовищна, строит свой собственный мир, в котором отражается весь жизненный хаос. Бунтовать против чудовищности современного мира бессмысленно, а высмеять ее, развернуть в сторону человечности и здравого смысла можно и даже нужно. Ведь в этом мире как-то приходится жить.

Сцена из спектакля. Корал - Лана Крымова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Сцена из спектакля. Корал - Лана Крымова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Английский юмор не отворачивается от жизни и наполняющих ее страхов, но обыгрывает их, вырывает у них жало. Жутковатость созданного мира разбавлена смехом, как в детской игре, когда страшилок столько, что бояться их уже бессмысленно.

сцена из спектакля. Сьюзен - Джульетта Шабанова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
сцена из спектакля. Сьюзен - Джульетта Шабанова. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Но пьеса остроумного англичанина не просто инсценирована — она адаптирована под нашу культуру и нашу действительность. Пресс-показ — это первый прогон спектакля на зрителях. Актеры были несколько скованы, неуверены, местами переигрывали, но как только сцене появился Иван Мамонов (он же режиссер-постановщик), все стало на свои места. Уверенно, не торопясь, вразвалочку, вошел он в образе бандита Кувалды, в татуировках и кожаном прикиде, самодовольный, внутренне ироничный, жизнерадостно напевая о замерзшем английском покойнике:

А ты такой холодный,

Как айсберг в океане...

- и зал лег от смеха. К актерам пришла легкость и блеск, без которых нет ни одной комедии — и показ завершился при полном аншлаге.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Эту сцену я привела как иллюстрацию мысли о том, что любой иностранный текст необходимо адаптировать к нашей реальности. Как только в действие входит узнаваемый персонаж — сразу устанавливается необходимый контакт с залом, раскрываются дополнительные смыслы, запускается ассоциативный ряд — и дело в шляпе!

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

В гангстерской комедии положено пролить много крови — и кровь обильно проливается. Но убийства совершаются случайно, беззлобно и не нашими героями, что избавляет их не только от необходимой самообороны, но и спасает всем жизнь. Перед нами то самое действие, где вместо крови льется клюквенный сок, а количество трупов искупается их прижизненным несовершенством. Короче, погибают злодеи, выживают мирные обыватели, игрой случая очутившиеся в гуще криминальных разборок.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Мирные обыватели — добропорядочное английское семейство, прибывшее на отдых в Испанию по обмену. Но кто ж из них мог предполагать, что меняются домами с главой гангстерской группировки!.. Все перепутывается, гора трупов растет, мирный Джереми, которого тошнит от одного вида покойников, совершает героический поступок (блистательный, тонкий, легкий Артем Минин),

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

...глава семейной фирмы временно становится превосходным поваром (напыщенно-смешной Денис Кутузов), а добропорядочная супруга-бухгалтер проявляет чудеса находчивой проницательности, не теряя времени даром за вражеским компьютером (манерно-элегантная Джульетта Шабанова).

Сцена из спектакля. Мистер Фрут - Иван Мамонов, Брайан - Денис Кутузов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Сцена из спектакля. Мистер Фрут - Иван Мамонов, Брайан - Денис Кутузов. Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Постановка красочна, но не перегружена цветом. Сценография, музыкальное сопровождение, комическое решение образов, в меру гротескное, в меру карикатурное — все исполнено вкуса и пародийного блеска. Много остроумных решений, за которые хочется отдельно поблагодарить художника Анастасию Глебову.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

На сцене — карнавал, замешанный на английском черном юморе и его блестящей адаптации к русской сцене. В их преступниках публика узнает наших братков «лихих 90-х», а благодаря изворотливости ума и упорному желанию не сдаваться вся компания не только выживает, но и оказывается владельцами крупного капитала. Все жутко смешно, ситуативно и ассоциативно. И в этом смехе есть огромная объединяющая сила, в которой мы все так нуждаемся.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Как писал театральный критик начала прошлого века Сергей Волконский, «из чего составлен смех … ? Ведь из дребедени. А между тем это школа здоровья. Как трава после дождя, омытая от пыли, свежеет и приподымается, таким вы выходите из этого театра».

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Петр Захаров

Его высказывание можно в полной мере отнести к Ивану Мамонову, которого мы от души поздравляем с отличным режиссерским дебютом и его труппе, создавшей блистательную комедию, после которой так хочется жить.