Найти тему

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ТАДУЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В пятидесяти километрах от Витебска, на крутом берегу озера Вымно в начале ХХ века возвышался величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был главный храм Тадулинского Свято-Успенского женского монастыря.

Монастырь был основан в 1743 году как униатский базилианский мужской на южной окраине современной деревни Слобода трокским воеводой князем Тадеушем (Фаддеем) Огинским. По преданию, на этом месте ранее находилась деревянная православная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, отчего и монастырь получил название Успенского. Расположенный на насыпном кургане, со стенами метровой толщины, бойницами и башенками-куполами при необходимости монастырь мог выполнять и оборонительную функцию.

-2

Со времени основания монастырь был весьма богат. Его имение состояло из 5 фольварков, 28 деревень и 1150 крепостных душ. Князем Огинским было даровано монахам право на свободную ловлю рыбы в Тадулинском озере.

После передачи обители Православной Церкви в 1842 году монастырю был присвоен статус второго класса. Для служения в Свято-Успенском мужском монастыре были назначены: настоятель, 2 иеромонаха, 3 священника, 1 диакон, 3 послушника.

К середине XIX века обитель и ее хозяйственные дела пришли в упадок. Среди причин можно назвать то, что Успенский мужской монастырь был местом ссылки провинившегося духовенства. Сюда также отправляли неспособных выполнять служебные поручения, престарелых, больных монахов. При монастыре не было школы, больницы, никаких благотворительных заведений.

20 ноября (7 ноября по ст. ст.) 1888 года Священным Синодом был подписан указ о преобразовании мужского Тадулинского монастыря в женский. Принимать монастырь прибыли монахини из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Настоятельницей Тадулинского женского монастыря стала монахиня Аристоклия (Маевская), которая 10 июня (28 мая по ст. ст.) 1889 года была возведена в сан игумении. Под руководством игумении Аристоклии обитель возродилась и духовно, и экономически. Помимо самообеспечения, обитель брала на себя расходы по содержанию девичьей сиротской школы, находившейся при Витебском Свято-Духовом женском монастыре.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

После кончины игумении Аристоклии настоятельницей Свято-Успенского монастыря была назначена игумения Анфиса (Кузмицкая), продолжившая традиции своей предшественницы. В 1910 году в монастыре подвизалось 58 сестер.

Главным храмом Тадулинского монастыря являлась каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена на месте прежней деревянной в 1769 году (по другим источникам, в 1772 г. или 1774 г.).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Главными монастырскими святынями были чудотворная икона Пресвятой Богородицы, подаренная князьями Огинскими, и образ святителя Николая Чудотворца, который перенесли в Тадулино из витебского Успенского собора.

-5

В 1888 году при монастыре были учреждены трехклассное училище для девочек с педагогическим курсом и одноклассная приходская школа для мальчиков и девочек. Руководительницей была назначена игумения Аристоклия. В училище преподавали выпускницы Витебского епархиального женского училища и монахини Тадулинского монастыря. Изучались Закон Божий, русский язык, славянский язык, арифметика, геометрия, география, всеобщая история, русская история, словесность, дидактика, пение, чистописание, рукоделие. Законоучительствовал священник монастыря — протоиерей Николай Пригоровский. Выпускницы Тадулинского училища после окончания специальных курсов имели право на сдачу экстерном экзаменов на получение свидетельства учительниц сельских школ.

За время существования училища, первый выпуск которого состоялся в 1891 г., и до начала 20-х гг. XX века Витебщина получила десятки хорошо подготовленных учительниц. Училище и школа, объединенные в 1920-е гг., работали как начальное общеобразовательное учреждение до 1941 года.

1917 год стал переломным в истории Русской Православной Церкви. Успенский Тадулинский монастырь разделил печальную участь почти всех православных обителей: монастырь был закрыт, его храмы разрушены, святыни утеряны, насельницы обители изгнаны.

За годы лихолетья от монастыря не осталось камня на камне, но Господь сохранил имена двух подвижников Тадулинской обители, пострадавших от безбожных властей: митрополит Павел (Гальковский) и монахиня Есфирь (Вяль) — первый священник и последняя настоятельница.

-6

Митрополит Павел прошел многочисленные аресты, ссылки, заключения, допросы. В 1936 году органами НКВД ему было предъявлено обвинение в том, что он «будучи Ивановским митрополитом, возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников г. Шуи, деятельность которой выражалась в устройстве антисоветских сборищ, создании домашних нелегальных церквей, насаждении тайного монашества», был осужден по статье 58 и приговорен к трем годам высылки в Казахстан. Во время допросов владыка держался мужественно, с достоинством отвечал на вопросы следователей. Называть имена тех, с кем вел беседы или общался на «острые» темы, отказывался, ссылаясь на плохую память.

В большинстве источников указывается, что митрополит Павел (Гальковский) был расстрелян в 1937 году. Но в материалах уголовного дела, хранящегося в архиве УФСБ России по Ивановской области, нет сведений «о применении к Гальковскому П.М. высшей меры наказания — расстрела». Согласно архивным данным, владыка Павел умер в местах заключения 19 октября 1945 года от дистрофии. В 1990 году прокуратурой Ивановской области митрополит Павел (Гальковский) был реабилитирован.

-7

Трагична судьба и последней настоятельницы обители матушки Есфири. Ольга Иосифовна Вяль (таково мирское имя матушки Есфири) родилась в 1873 году в крестьянской семье деревни Котово, расположенной в семи километрах от Тадулинского монастыря. Образование она получила в народном училище, а в 1890 году, в возрасте семнадцати лет, поступила в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. В Тадулинский монастырь монахиня Есфирь была переведена на должность казначеи. Также она несла послушание регента хора, а с 1914 года стала преподавать церковное пение в монастырском женском училище. В марте 1922 года монахиня Есфирь сменила на должности настоятельницы 65-летнюю игумению Анфису (Кузмицкую).

В 1937 году матушка была арестована. Обвинялась в том, что «являлась активной участницей контрреволюционных групп церковников, посещала нелегальные сборища и распространяла провокационные слухи о скорой гибели советской власти». Решением особой тройки НКВД по Орловской области матушка была осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Монахиня Есфирь умерла 23 декабря 1940 года, в возрасте 67 лет, отбывая наказание в ИТЛ Новосибирской области. Причина смерти — рак грудной железы, старческая дряхлость. Постановлением президиума Орловского областного суда от 17 августа 1957 года дело прекращено за отсутствием состава преступления.

-8

4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение возродить Свято-Успенский женский монастырь в Слободе Витебского района. Постановлением Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена монахиня Илария (Болт).

28 августа 2011 года, в престольный праздник на монастырском холме состоялся молебен с крестным ходом, а на территории монастырского кладбища была отслужена лития. В этот же день освятили найденный незадолго до начала возрождения обители надвратный крест. Позже были обнаружены надгробный каменный крест и памятник.

-9

Сейчас в монастыре восемь насельниц. Недавно был построен новый монастырский корпус, и сестры получили возможность жить по одной в келье. В 2014 году на месте разрушенного Успенского собора был устроен временный храм-часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы, где ежедневно сестры совершают суточный круг богослужения.

-10

Сестры несут послушания в церкви, на клиросе, на кухне, в трапезной, исполняют различные хозяйственные работы, пишут статьи для монастырского сайта. Весной и летом к этим работам добавляются сад и огород.

Выполняя послушания, сестры стараются помнить слова отца Ефрема Ватопедского, сказанные им в беседе с насельницами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря: «Я не пришла в монастырь, чтобы стать секретарем, не пришла, чтобы стать трапезарем, не пришла, чтобы стать поваром, ни чтобы в гостинице служить. Я здесь для того, чтобы стать монахиней. Я пришла сюда, чтобы полюбить Бога».

-11

Пока в обители мало насельниц, настоятельница монахиня Илария старается ограничивать деятельность монастыря самыми необходимыми работами.

Духовная жизнь сестер поддерживается богослужениями, частым причащением и духовными беседами, которые проводит по воскресным дням матушка игумения. Матушка и сестры регулярно посещают проходящие в России и в Беларуси монашеские конференции и собрания. Это дает возможность слышать живое слово назидания опытных в духовной жизни монахов: как соотечественников, так и представителей других Поместных Церквей.

Поскольку женский монастырь под Витебском находится в пятидесяти километрах от города, взаимодействие сестер с миром ограничено. Чаще всего это общение с немногочисленными паломниками, которые, не страшась проселочной дороги, добираются до уединенной обители. Для осуществления социальной деятельности монастырь имеет своих сотрудников, проживающих в Витебске. Они посещают школы в соседних деревнях, помогают многодетным семьям и молодым матерям, оказавшимся в трудной ситуации.

Когда первые насельницы обители в апреле 2011 года ступили на монастырский холм, их взору предстала печальная картина: развалины старинных стен, заросли сирени, кучи мусора… И только крест, воздвигнутый местными жителями как памятник монастырю, возвышался над этой мерзостью запустения (ср.: Мк. 13: 14). Сестры осознали: Бог поругаем не бывает. По слову апостола, Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8), а сила Божия совершается в немощи (ср.: 2 Кор. 12: 9).

-12

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU