Ко мне обратились родители подростка, который переживал бурный подростковый период. Умный и активный мальчик увлекался спортом и грезил о карьере в сфере IT. Однако вместе с начавшимся пубертатом появились трудности с учебой, занятиями спортом, самочувствием и питанием.
Родители были обеспокоены замкнутостью сына, снижением успеваемости и постоянными жалобами на недомогание. В ходе беседы я догадался, что в основе проблем лежит классический конфликт интересов: подросток стремился к увлечениям, знания для которых требовали изучения нелюбимой математики.
Чтобы помочь мальчику, мы подобрали комплекс методик воздействия. В первую очередь, мы подключили телесную практику, чтобы научить его прислушиваться к своему телу и понимать причины различных недомоганий. Почему спортивные занятия, которые раньше приносили радость, теперь сопровождаются травмами и растяжениями? Почему растущий организм, нуждающийся в питательных веществах, отказывается от полезной еды?
Телесная работа показала, что мальчик находится в состоянии постоянного возбуждения и не может включать системы торможения в организме. Мы предположили, что это может быть связано с чрезмерной опекой со стороны матери.
И действительно, в ходе занятий по символдраме выяснилось, что подросток протестует не против тренировок или питания, а против гиперопеки. Телесная практика подтвердила крайнюю степень возбуждения и невозможность включения систем торможения.
Безусловно, у мальчика еще не хватало психического ресурса для открытого бунта против авторитета матери и отца, но гиперопека уже начала его напрягать. Он пытался избавиться от нее всеми доступными способами, в том числе через капризы в отношении еды и учебы.
Чтобы помочь подростку справиться с трудностями, я рекомендовал комплекс рекомендаций:
* Уменьшить чрезмерный контроль со стороны матери.
* Позволить подростку больше самостоятельности, принимать решения в соответствии с его возрастом.
* Поддерживать его увлечения и интересы, даже если они не совпадают с родительскими ожиданиями.
* Научить его регулировать эмоции и управлять своим телом через занятия спортом или другими видами телесных практик.
* Создать в семье атмосферу доверия и взаимопонимания.
Постепенно, в ходе занятий и применения рекомендаций, мальчик стал справляться с трудностями подросткового периода. Он нашел баланс между увлечениями и учебой, стал лучше чувствовать свое тело и управлять эмоциями. Благодаря этому он смог не только преодолеть внутренние конфликты, но и построить более гармоничные отношения с родителями и окружающими людьми.
Подростковый период – это непростое время для всех участников: и для самих подростков, и для их родителей. Гиперопека, к сожалению, нередко становится одной из причин трудностей, с которыми сталкиваются подростки. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали, что их чрезмерный контроль, пусть и продиктованный благими намерениями, может привести к негативным последствиям для психического и физического здоровья ребенка. Предоставление подростку большей самостоятельности, уважение его границ и поддержка его увлечений – вот основа гармоничного прохождения этого непростого жизненного этапа.