Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Ф. Паульмана «В обществе, где потребление становится культом...» (пробник 2.04.2024)

В прошлых публикациях я выкладывала разбор тестовой части обоих вариантов пробного ЕГЭ, прошедшего 2 апреля в Москве, а также разбор текста из второго варианта и сочинения по нему — настал черёд обратиться размышлениям В.Ф. Паульмана о потреблении.

В силу того, что текст публицистический, а о проблеме чрезмерного потребления сказано всё, что только можно, работа с сочинением будет более простой и скучной, чем обычно. Но и в этом случае можно найти что-то интересное — например, редкую связь между примерами-иллюстрациями, детализацию. На неё и сделаю упор в этом разборе (а готовое сочинение будет ждать вас в конце статьи). Приступим!

Выкладываю исходный текст для удобства копирования:

(1)В обществе, где потребление становится культом, где конкуренция на рынке рождает конкуренцию и в сфере потребления, человек стремится к тому, чтобы быть «не хуже других», и в то же время ведёт себя так, чтобы «не сливаться с толпой». (2)Тот или иной индивид своим поведением желает, с одной стороны, продемонстрировать престижный социальный статус, a с другой — подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, самобытность, оригинальность. (3)Привычка быть «не хуже других» порождает потребность следовать моде, ибо в противном случае человек чувствует себя символически бедным. (4)Он готов платить втридорога за «бренд», престижную торговую марку, несмотря на то что качество товара какой-нибудь престижной фирмы подчас мало чем отличается от обычного, серийно производимого товара. (5)Потребительские мотивы поведения вытесняют национальные или религиозные традиции, воспроизводя по всему миру единообразие форм и стандартов.

(6)В обществе потребления возникает противоречие между диаметрально противоположными целями: с одной стороны, стремлением индивида выделиться из толпы, а с другой стороны, потребностью не отстать от моды, соответствовать каким-то общепринятым стандартам и нормам поведения, навязанным ему рекламой или СМИ. (7)Это противоречие держит психику человека в напряжении, травмируя её. (8)Когда кто-то один вдевает кольцо в ноздрю или красит свои волосы в зелёный цвет, то он, вне всякого сомнения, оригинален. (9)Ну а если все люди будут щеголять зелёным цветом волос и ходить с кольцами в носу, стремясь соответствовать моде, то вряд ли их внешность будет подчёркивать их индивидуальность?

(10)Авторы доклада ООН по вопросам молодёжи за 2005 год пишут: «Глобализация многообразным образом влияет на молодёжную культуру. Активизация средств массовой информации вызывает дух глобального потребительства».

(11)Развитие культуры потребительства базируется на самолюбии, порождая такие пороки, как зависть, эгоизм, тщеславие, стремление к наживе, рвачество, страсть к маниакальному «шопингу». (12)Ежедневная погоня за материальными символами благополучия неизбежно ведёт к духовному и нравственному обеднению личности, безразличию к общественным проблемам, безыдейности. (13)В Интернете я встретил следующий очень верный комментарий некоего Рафаэля о сущности потребительства, которое он называет чумой: «Потребитель живёт за счёт игры, он, как чёрная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплёвывает остатки, которые сму самому не нужны. (14)Он смотрит на события — и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем просто пожимает плечами. (15)События уходят в него, как камень в пруд, не оставляя видимых откликов…»

(16)Поскольку бездумное потребительство, страстное желание во что бы то ни стало выделиться в толпе требует определённых затрат, то обычная нехватка у подавляющего большинства семей достаточных доходов вызывает у людей недовольство своей жизнью, своим социальным положением. (17)Бедняки завидуют состоятельным, a состоятельные богачам. (18)И в этом смысле потребительство сопровождается ростом дифференциации семей по уровню получаемых доходов, углублением социальных различий, что приводит к абсолютному увеличению на одном полюсе числа нищих, обездоленных, борющихся ежедневно за своё физическое выживание, а на другом полюсе числа миллиардеров и миллионеров.

(По В.Ф. Паульману*)

* Валерий Фёдорович Паульман (род. в 1937 г.) — кандидат экономических наук, автор учебников и монографий.

Анализируем прочитанное

При работе с публицистическим текстом самый удобный и безотказный вариант анализа содержания — понять суть каждого абзаца. Для этого можно составить абзацный план, а можно подчеркнуть выжимку прямо в тексте, вынести на поля самые важные идеи (или кратко сформулировать микротемы).

Я для удобства выделила различные смысловые части разными цветами (новый цвет = какая-то новая мысль):

В первом и втором абзаце повторяется утверждение о двойственности человеческих стремлений: равняться на большинство + быть уникальным
В первом и втором абзаце повторяется утверждение о двойственности человеческих стремлений: равняться на большинство + быть уникальным
Нижним подчёркиванием выделены слова-маркёры, указывающие на логическую связь между частями текста (помогут найти логическую связь между примерами-иллюстрациями)
Нижним подчёркиванием выделены слова-маркёры, указывающие на логическую связь между частями текста (помогут найти логическую связь между примерами-иллюстрациями)

Предлагаю остановиться на самом очевидном.

Глобальные опасности потребления:

Все три примера-иллюстрации можно связать с помощью дополнения (не только..., но и...). Выбираем любую пару, которая кажется более логичной / понятной
Все три примера-иллюстрации можно связать с помощью дополнения (не только..., но и...). Выбираем любую пару, которая кажется более логичной / понятной

Можно приблизить масштаб и посмотреть, как потребительство отражается на личности отдельного человека:

-4

И раз есть такой масштаб: общество (целое) — личность (отдельная часть), возможно оформить детализацию:

В таблице оставила только выводы из предыдущих схем
В таблице оставила только выводы из предыдущих схем

Из-за того, что в тексте описаны причины, по которым потребительство представляет огромную опасность, можно найти и причинно-следственную связь:

-6

И наконец, в масштабе отдельной личности можно порассуждать о невозможности выразить индивидуальность путём бездумного потребления, следования моде:

-7

Возможные формулировки проблем:

❓Чем опасно потребительство? Какие опасности влечёт потребительство? Каковы недостатки общества потребления? Как культ потребления вредит обществу? / Как потребительство вредит обществу?

❓Как культ потребления вредит личности? Каковы нравственные последствия такого явления, как потребительство?

❓Может ли потребитель сохранить индивидуальность?

Приступим к составлению плана сочинения:

Детализация получилась, но есть у меня сомнения... Она очень похожа на ДОПОЛНЕНИЕ: и общественные, и личностные проблемы / и духовные, и финансовые проблемы..
Детализация получилась, но есть у меня сомнения... Она очень похожа на ДОПОЛНЕНИЕ: и общественные, и личностные проблемы / и духовные, и финансовые проблемы..

Готовое сочинение

Какие опасности представляет культ потребления? Этому вопросу посвящён текст В.Ф. Паульмана, предложенный для анализа.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, автор перечисляет глобальные беды, вызванные потребительством. Так, оно становится причиной вытеснения «национальных или религиозных традиций», потому что воспроизводит по всему миру «единообразие форм и стандартов». Более того, потребительство «сопровождается ростом дифференциации семей по уровню получаемых доходов, углублением социальных различий». Становится ясно, что такое явление, как глобальное потребление, негативно отражается на жизни целого общества, разрушает сферы культуры, религии, экономики.

Продолжая размышления о вреде потребительства, автор говорит о том, что испытывает отдельно взятая личность, подчиняющаяся его законам. Человек, охваченный желанием «быть не хуже других», сталкивается с противоположными стремлениями: и тратой больших сумм на модные вещи, чтобы показать, что он не беден, и попытками выразить собственную индивидуальность, особенность, отличие от остальных. Такое противоречие «держит психику человека в напряжении, травмируя её». Также потребительство поощряет людские пороки: самолюбие, эгоизм, стремление к наживе. Всё это ведёт к «духовному и нравственному обеднению личности». Мы понимаем, что потребительские установки не могут не отразиться на психике человека, разрушают его внутренний мир, делают его безнравственным.

Примеры-иллюстрации связаны при помощи детализации: вначале автор описывает глобальные проблемы, вызванные потребительством, а затем переходит к рассуждению о деградации личности, являющейся частью потребительского общества.

Валерий Фёдорович Паульман убеждён в том, что общество, где потребление становится культом, обречено. И отдельная личность, и всё социальное устройство страдает от этого явления.

Трудно не согласиться с мнением автора. Человек, чьи мысли ограничены заботой о материальном благополучии, духовно деградирует, а его поступки вредят всем окружающим. Эту мысль можно встретить в произведениях многих русских классиков, живших задолго до нас. Так, Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» и в комедии «Ревизор» изображает дворян и чиновников, охваченных жаждой наживы, взяточничеством, пренебрежением к собственным обязанностям. Все заведения в городах и крестьянские деревни в поместьях из-за действий власть имущих находятся в упадке, а сами герои в погоне за обогащением готовы на самые низкие поступки — в результате они полностью теряют человеческий облик, превращаясь в «мёртвые души».

Итак, человек должен переосмыслить навязанный культ потребления: гораздо важнее моды — сохранение самобытности, особенностей родной культуры, а также внимание к собственному духовному миру.

Карикатура Стива Каттса
Карикатура Стива Каттса
Картина Бэнкси «Покажи мне Моне»
Картина Бэнкси «Покажи мне Моне»

Делитесь впечатлениями от текста и своими вариантами проблемы в комментариях, буду рада обсуждению! А если вы писали эту работу, тем более интересно узнать, как вы справились с рассуждением, в чём мы совпали, как вы поняли текст)

📝 Поддержите развивающийся канал лайком, репостом, комментарием или подпиской — впереди много полезных материалов, ваша обратная связь вдохновляет меня на их создание ✨