Найти тему
Освальдо Просперо

Эмиль Фрадин – ловкий фальсификатор или человек, совершивший открытие? Коллекция из Глозеля

Не всегда удивительные открытия совершают высококвалифицированные специалисты. Иногда находки попадаются самым обыкновенным людям. В 1924 году французский фермер Эмиль Фрадин из Глозеля во время рытья колодца натолкнулся на странные гладкие камни. Первый же попавшийся имел круглую форму, и на нём отчётливо читалось изображение совы или какой-то похожей птицы. Дальнейшие раскопки позволили обнаружить сотни рукотворных изделий.

Они представляли из себя, условно говоря, три вида артефактов.

  • Первый – округлые обработанные камни, изображавшие животных, рыб и птиц.
  • Второй – кости древних животных, на которые нанесены символы, знаки, возможно, буквы и изображения.
  • Третий – глиняные таблички с неизвестным видом письменности.

Всё это богатство фермер откопал в нескольких соседних, относительно друг друга, местах и предоставил находки археологам.

Приглашённые специалисты сами поучаствовали в раскопках. В одном месте обнаружить ничего не удалось, но в другом их ожидало несколько десятков таких же изделий. Однако, далеко не все поверили в удивительное открытие. Нашлось предостаточно людей, обвинивших Эмиля в фальсификации. Сомнения были вызваны тем, что никогда прежде ничего подобного в Европе обнаружить не удавалось. Если это такая обширная культура, то должны быть и другие аналогичные захоронения.

Но кроме Глозеля они больше нигде не фигурировали. Сам же фермер был намерен отстоять права и не поддаваться давлению со стороны учёных. О коллекции Эмиля Фрадина, которая к тому моменту уже насчитывала более 1400 предметов, узнали специалисты из Лувра. Глава музея высказался крайне резко, заявив, что фермер искал лёгкой славы, но нашёл только лишь презрение. Он обозвал жителя Глозеля жуликом, на что Эмиль ответил иском в суд.

Камни в виде фигурок и таблички с символами.
Источник фото: https://sun1-13.userapi.com/impg/_b_XpErlKLrvNEtRDaGhSXG06FdRE14uFCowPA/DjwguXnaOwU.jpg?size=807x484&quality=95&sign=1d4748a1535f4e8e540a28763704072f&c_uniq_tag=NeeqRUUw2-uqPtxfyx-0tezDL0TeTiLe1g99ERXMMfI&type=album
Камни в виде фигурок и таблички с символами. Источник фото: https://sun1-13.userapi.com/impg/_b_XpErlKLrvNEtRDaGhSXG06FdRE14uFCowPA/DjwguXnaOwU.jpg?size=807x484&quality=95&sign=1d4748a1535f4e8e540a28763704072f&c_uniq_tag=NeeqRUUw2-uqPtxfyx-0tezDL0TeTiLe1g99ERXMMfI&type=album

Началось расследование, которое зашло в тупик. Чтобы выяснить, не является ли коллекция новоделом, в доме Фрадина провели обыски и обнаружили несколько подозрительных артефактов. Их словно начали делать, но не закончили. Однако, ни полиция, ни учёные, ни профессора не смогли доказать, что это дело рук самого фермера или его соучастников.

Эмиль и его сторонники ловко парировали обвинения, сославшись на то, что такими артефакты были обнаружены. А находились они в импровизированной мастерской потому, что требовали очистку, которую и проходили на момент расследования.

Суд вынес вердикт, согласно которому, Эмилю Фрадину полагалась компенсация за причинённый моральный ущерб, а также устные извинения и покрытие всех расходов в суде. Но даже после этого ни один член Академии наук Франции не приехал в Глозель, чтобы провести изучение предметов. Зато к фермеру приезжали из-за рубежа сотни специалистов. Немало было и французов, заинтересовавшихся находками, но громких имён среди этого списка не числилось.

Тем не менее, Эмилю удалось добиться нескольких лабораторных исследований. Кости животных датировали, и они соответствовали возрасту от 2 до 3 тысяч лет. Глиняные таблички тоже подверглись анализу. Правда, не на датировку, а на лингвистику. Оказалось, что надписи содержат, действительно, неизвестный язык. В нём имелись символы из древнейшей формы финикийского языка, неопознанной формы кириллического письма, а также древнекельтской разновидности письменности.

Таблички с надписями.
Источник фото: https://celo.veci.md/uploads/posts/2021-02/1612772788_glozel_tabl-1.jpg
Таблички с надписями. Источник фото: https://celo.veci.md/uploads/posts/2021-02/1612772788_glozel_tabl-1.jpg

Если брать во внимание глубину залегания находок, то по оценкам специалистов, речь идёт о неолите. Но костные артефакты гораздо моложе. В этом и заключаются сомнения и разногласия. Гипотетически коллекция Фрадина может являться массовым захоронением какой-то культуры или даже цивилизации, жившей на территории Франции 2-3 тысячи лет назад. Но каменные артефакты и таблички с письменностью могли им достаться от более древних предков.

Загадка клада из Глозеля крайне любопытна. Она может помочь выяснить, как развивалась древняя европейская культура тысячи лет назад. Исходя из анализа находок, жители обладали письменностью и своим языком, который позже лёг в основу многих других.

Очень жаль, что несмотря на недоказанную вину, артефакты считаются подделкой и не исследуются. Сам Эмиль Фрадин дожил до 2010 года и скончался в возрасте 103 лет. В последнем интервью в 2008 году он заявил, что если учёные так будут относиться к находкам, то никогда не узнают историческую правду.

-3