Русские философы, напряженно размышлявшие о судьбе России, ее своеобразии, старались определить специфические черты русского национального характера. Задолго до появления термина «менталитет» в зарубежной философии отечественные мыслители сосредоточили свои усилия на анализе «русской души», «души общественного целого», понимая ее как единый комплекс специфических нравственно-психологических черт. Понятие «русская душа» очень важно для отечественной культуры. Это подтверждается многогранностью ее истолкования: это и специфика российской духовности («тайна русской души»); и внутренний мир человека («вложить всю душу»); и сам человек как главная персона («душа общества»); и свойства ее характера («добрая душа»); и просто человек («в доме ни души»); и его бессмертное начало («подумать о душе»); и мера открытости индивида («со всей душой»); и социально-духовная смерть человека («мертвые души») и т.д. [ 6, с. 183 ]. Пытаясь решить проблему самобытности русского народа, отечественные философы использовали понятия «русская душа», «душа общественного целого», «характер русского народа» и др. Все они могут быть использованы как синонимы национальных образов мира, своеобразных культурных укладов разных народов. Эти понятия позволяли отечественным философам исследовать то, что сегодня определяют как менталитет. Понятие “ментальность”, “менталитет” сравнительно недавно, но основательно вошло в научный оборот и сегодня широко используется в философской и культурологической литературе. Оно необходимо для выяснения ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Этимология слова восходит к латыни: mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Его появление стало своеобразной реакцией на свойственное просвещению отождествление сознания с разумом. В действительности менталитет – нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно фиксируемый источник мышления и эмоций. Это понятие обьединяет в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенностей национальной культуры. П.Гуревич предлагает отличать понятие «ментальность» не только от типа мышления, но и от общественных настроений, ценностных ориентации и идеологии. Ментальность выражает нечто более или менее устойчивое – привычки, пристрастия, коллективные эмоции. Она восходит к бессознательным глубинам психики, ее трудно выразить вербально. На характер ментальности влияют традиция, культура, бессознательное, среда обитания, особенно природа. Понятие «ментальность» позволяет диалектически соединить 3 аналитические способности мышления, развитые формы сознания с архетипами бессознательного, обнаружить оппозиции природного и культурного, эмоционального и рационального, индивидуального и коллективного. Его целесообразно использовать как характеристику относительно целостной совокупности мыслей, верований, ценностей, навыков сознания, которая складывается в некую общую для народа картину мира. Исследователь ментальности народов мира Г. Гачев подходит к этому понятию через национальный характер, который определяется синтезом трех составляющих : Космо - Психо - Логоса. «... моя работа, – пишет Г. Гачев, – определить особые качества каждого народа, его субстанцию, характер мышления, психики и особых талантов, потому что народы - как музыкальные инструменты, один – скрипка, другой – гобой, третий – орган и т.д. Все музыканты, но тембр разный. Вот этот тембр и определяю». [ 4, с. 440 ]. Менталитет – это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, с их особым способом восприятия мира, образом мыслей, иерархией жизненных ценностей, формами бытового и социального поведения. Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов базовые общечеловеческие ценности в культуре разных народов имеют разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, придавая ей национальное своеобразие. У истоков осмысления особенностей русской души стоят такие мыслители, как Владимир Мономах, Нил Сорский, Г.Сковорода. Большой вклад в разработку проблемы своеобразия русского народа внесли П.Чаадаев, А.Хомяков, Вл.Соловьев, Ф.Достоевский. Особый интерес представляют труды мыслителей конца XIX – XX веков, которые обратились к анализу противоречивых сторон русского характера, что и составляет специфическую черту его ментальности. Это своеобразие ментальности народа неразрывно связано с географическими, климатическими и историческими факторами, геополитическим положением. Русский национальный характер сформировался под влиянием следующих причин: 1. Принятие православного христианства от Византии. 2. Татаро-монгольское иго, следы которого глубоко врезались в память русского народа. 3. Расположение России между цивилизациями Запада и Востока, что стало глубинной основой ее двойственности. Стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии, Россия вобрала в себя черты и западной и восточной цивилизации. 4 Вместе с тем в России возникли идеи и культурные явления настолько оригинальные и самобытные, что являются чуждыми для восприятия как Востока, так и Запада, что и породило рассуждения о ”загадочной русской душе”. Действительно, в России сформировался особый культурный архетип, глубинные установки коллективного бессознательного ( К.Юнг ), которые устойчивы, не осознаются людьми и с трудом поддаются изменениям. Одни и те же качества и особенности поведения русских можно обнаружить на разных этапах истории страны. Дискретность и даже катастрофизм в истории России, ее культуры, ( Киевская Русь, Московское царство, Советская и постсоветская Россия ) не нарушали сложившегося культурного архетипа. В.Ключевский отмечает противоречие между трудолюбием и ленью русских. Русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, работать напряженно и споро, а затем отдыхать долгую зиму. Надо было спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, но нигде нет и такой непривычки к ровному, умеренному постоянному труду. В русском народе встречается и “обломовщина”, ленность и пассивность. Обломовщина – национальная русская болезнь, черта русского характера. Повинуясь чувству долга, русский человек вырабатывает в себе способность работать добросовестно, но какой-либо аспект обломовщины в нем остается ( например, нежелание писать письма) . На жизненную философию счастья русских сильно повлияло православие. В ней важнейшее значение имеет компонент страдания. Внимание к страданию отразилось во всей классической литературе XIX века, особенно в произведениях Ф.М.Достоевского. Он считает, что страдания ценны, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим. Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского мыслителя Вл.Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек “...соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими”.[ 8, с.97 ] В рамках русской ментальности важна проблема морального права быть счастливым. Не только проблема счастья, страдания, все аспекты нравственного сознания и поведения в центре внимания отечественной философии. Важнейшими характеристиками русской ментальности всегда было преобладание морального сознания над правовым и политическим. Так, любой акт власти оценивается русским с точки зрения его справедливости. Экономические понятия русских неотделимы от нравственных. 5 Большой вклад в исследования русской ментальности внесли философы XIX – нач. XX вв. Обращаясь к этой проблеме, Н.А.Бердяев отмечал склонность к коммюнотарности, общинности, соборности, предопределенную именно менталитетом русской культуры с характерными для нее целостностью мировосприятия, максимализмом устремлений, эсхатологизмом ( стремлением к «последним», «крайним» вопросам и решениям на грани жизни и смерти, конца света и страшного суда ). Неизменным свойством русского характера Бердяев считает его противоречивость, антиномичность, отсутствие середины между полюсами, крайностями. Это проявляется во всем: в отношении народа к власти, свободе, культуре. Подробно пишет Н.Бердяев об антиномиях русского характера: 1. Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. Русский народ – самый аполитичный народ. Русский народ как будто бы хочет не только свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства. Антитезис. Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, самый анархический народ покорен бюрократии. 2. Отношение к национальности. Россия – самая нешовинистическая страна в мире. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм. В этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. Но есть и антитезис. Россия – самая националистическая страна в мире, страна национального бахвальства. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Россия – “святая Русь”. Ту же загадочную антиномичность можно проследить в России во всем. Можно установить неисчислимое количество тезисов и антитезисов о русском национальном характере, вскрыть много противоречий в русской душе. Природа русского человека, по Бердяеву, очень поляризованная. С одной стороны - смирение, с другой - бунт; с одной стороны - сострадательность, с другой - жестокость, с одной сторону – любовь к свободе, с другой - склонность к рабству. Как писал И. Бунин, из нас, русских, как из дерева: и дубина, и икона. О том же идет речь у Белинского: русский человек говорит об образе (иконе): годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Н.А.ИЛЬИН тоже отмечал эту раздвоенность, противоречивость в русской жизни, в сознании русских людей: «Вся история России есть борьба между центростремительным, 6 созидающим тяготением и центробежным, разлагающим: между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся, анархическим инстинктом». [3, с. 245]. Г.П. Федотов назвал Россию кентавром, имея в виду свойственную ей раздвоенность, противоречивость. Н.О. Лосский, исследуя характер русского народа, имел в виду то, что присуще массовому сознанию: единый комплекс специфических черт, которые прочно укоренены в народной среде и проявляются на протяжении всей истории. Изучая ментальность русского народа, автор сознает многоаспектность этой проблемы. Вместе с тем его подход отличают следующие черты: 1) он выделяет те основные свойства, которые реально присущи именно русскому народу, 2) он реализует классический образец аретологической этики (аретология, основы которой были заложены еще Аристотелем, переживает свое возрождение в мировой этической мысли во второй половине XX века как на Западе, так и на Востоке.) Н.О.Лосский в своей работе «Характер русского народа» выделяет среди свойств ментальности своеобразную пару противоположностей - морально положительного и морально отрицательного. Возникает своеобразный веер добродетелей и пороков, вырисовывается целостная картина русского национального характера. Какие же черты характера русского народа Н.О.Лосский выделяет как основные? Прежде всего - религиозность, которая включает в себя и воинствующий атеизм. Русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного. В тоже время, если у них возникает сомнение в идеале, они способны перейти от невероятной богобоязненности и послушания к необузданному бунту. Другая существенная пара противоположностей: способность к высшим формам опыта - и атеизм, бунтарство. Далее: страстная сила воли и максимализм и одновременно леность (обломовщина), пассивность; свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизм (у интеллигенции), хулиганство (у простого народа); исконная доброта и необузданная жестокость; даровитость и сатирический склад ума, склонность к самоуязвлению; мессианизм и невыработанность самодисциплины; отсутствие чувства меры и шараханье из крайности в крайность. Наряду с «противоположными парами» Н.О. Лосский обращает внимание и на «слабости» русского характера, которые бросаются в глаза иностранцам: небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам, внутренняя саморазорванность и увлечение безудержным самобичеванием. Г. Гачев посвятил свой фундаментальный труд ментальностям народов мира. Отмечая большую роль Власти, Государства и развитии России, в жизни русского народа, он пишет: 7 «Это - наш стиль, тут ничего не поделаешь. Только меру бы соблюдать (подчеркнуто нами - В.А., Я.Ф.). Но с принципом Меры у нас слабо всегда... [ 4, с. 364 ]. Об этом же - противоречивости русской души, отсутствии чувства—— меры пишет Д.С.Лихачев в работе «Раздумья о России»: национальный характер русских «... далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости». [ 5, с. 47 ]. Особое внимание Д.С.Лихачев уделил проблеме интеллигентности. В русском менталитете различаются понятия “интеллигентность” и “интеллект”. Для русских слово “разум” обязательно включает морально-этическую оценку, а слово “интеллигент” – совпадает по значению с европейскими аналогами. Причем бесспорную ценность представляет именно первое понятие, Главное качество умного человека – скромность, порядочность, доброжелательность, доброта, честность и желание помогать другим. На втором месте – эрудиция, ум, образование, любовь к чтению. Не случайно русские не смешивают, а всячески разделяют такие понятия как “интеллигент”, “интеллигентность” и “интеллект”, “интеллектуальность”. Духовность, деликатность, ответственность, высокие моральные качества характеризуют интеллигентного человека, который не обязательно должен быть интеллектуалом, иметь диплом о высшем образовании и заниматься умственным трудом. Хотя ментальность – устойчивая структура, она подвержена эволюции. Так, коллективизм – характерная черта русского архетипа. Это качество русской ментальности уходит своими корнями в языческие времена. Многие народные пословицы отразили коллективистскую ориентацию поведения русского человека: “Один в поле не воин” “На миру и смерть красна” Сегодня мы видим лишь внешние формы, следы прошлого подлинного коллективизма. При советской власти был извращен сам смысл коллективизма, а с ее падением каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе. Русские редко помогают друг другу за границей, они не образуют “русских общин”, как это делают другие апатриды во всем мире. Советская действительность повлияла на черты русского характера не лучшим образом. Как справедливо заметил А. Солженицын, советский режим способствовал всегда подъему и успеху худших личностей и уничтожению лучших. 8 Трудно отрицать постепенное разрушение, деформацию традиционного русского архетипа под влиянием двойственности и лицемерия советской жизни. Это еще больше усиливало свойственную русским противоречивость их характера. В русском человеке можно найти практически все: склонность к национализму – и открытость всем культурам; жестокость – и необыкновенную жалостливость; способность причинять страдания – и умение глубоко сострадать чужой боли; умение самозабвенно трудится – и пассивность, лень. Изменение менталитета народа проявляется в отношении к религии. Отмечалось выше, что Н. Лосский считал религиозность важнейшей чертой русского характера. После трудного для церкви советского периода нашей истории истоки религии в России основательно подорваны. Вера всегда передается воспитанием, с молоком матери, а традиции религиозного воспитания утрачены. Сегодня отношение к религии и церкви скорее похоже на следование моде. Русским свойственно особое восприятие времени. Русский человек более склонен обсуждать пройденный путь, чем строить планы на будущее, он чаще оглядывается назад, чем смотрит вперед. Для него очень важно его прошлое и типично состояние ностальгии – по детству, по юности, по местам, где раньше жил. С развалом Советского Союза возникла ностальгия по советским временам, по сильному и могучему государству. Наряду с ней появилась ностальгия по царской России, по канувшей в лету монархии. Это отношение к прошлому является тормозом в движении к будущему. Особенности русского менталитета объясняют трудности нашего современного развития. Так, отношение к богатству традиционно было негативным. Особенно это характерно для старшего поколения. Большинство считает, что личное богатство не нажито собственным трудом, а попросту присвоено из общенародного достояния. Об этом говорят и русские пословицы: “От трудов праведных не наживешь палат каменных”, “Не в деньгах счастье” и др. С другой стороны, современные рыночные отношения формируют новые ценности, особенно у молодежи. Все чаще россияне признают, что богатым быть не зазорно, деньги становятся мерилом успеха в жизни. Обнаруженная отечественной философской мыслью антиномичность русской ментальности сохраняется и в настоящее время, хотя и в трансформированном виде. Исследование ментальности позволяет утверждать, что ей свойственно постоянство, устойчивость, и, в то же время, с трудом, медленно, она меняется, эволюционирует с изменением общества, социальной реальности. Включение России в мировое сообщество, ее модернизация будут успешными, если реформирование страны будет проводится с учетом ментальности русского народа.