Нет такого народа, который существует совершенно изолированно. И даже островные нации возникают из слияния, как минимум, нескольких этнических групп. Что уж говорить о таких людях, как евреи, которые поселились на пути из Африки в Азию, на самом побережье Средиземного моря.
Иудаизм, пусть он имеет репутацию исключительно этнической религии, на самом деле немало способствует поглощению других народов. Хотя дети Сиона не придерживаются прозелитизма и ни в коем случае не собираются обращать чужаков, принятие иудейской веры вполне дозволено иностранцам. И в этом случае они считаются такими же евреями, как и те, кто родился от еврейского отца и матери.
Однако, еврейский этнос не так уж велик. И более двух тысяч лет он не имел собственного национального государства. Поэтому евреи ассимилировали немного народов. А если это и происходило, то далеко не до конца. Но давайте же перейдем к конкретным примерам.
Исторически первыми стали семь народов, которые на момент еврейского вторжения уже проживали в земле обетованной. Библия перечисляет их по именам: хеттеи, аморреи, ханаанеи, ферезеи, иевеи, иевусеи, гергессеи. Первые два – это крупнейшие народы Ближнего Востока, причем хеттеи (точнее, хетты) – не семиты, а индоевропейцы. Их собственные этнические центры находились за пределами земли Израиля, а потому их попросту невозможно было ассимилировать вообще всех. Ханаанеями в принципе величали всех жителей Ханаана – возможно, имелся ввиду кто-то из крупных народов, вроде финикийцев. Все остальные – мелкие племена, два кочевых и два оседлых. Тех из семи народов, кто не был изгнан и не был убит, со временем обратили в иудейскую веру. Но некоторые сохраняли своеобразие на протяжение длительного времени. Самая северная часть Израильского царства из-за этого получила название «Галилея [т.е. область] народов».
Идумеи были родственным евреям семитским народом и проживали на юго-восточной окраине Ханаана. Их заставляли платить дань еще первые израильские цари, но лишь во 2-м веке западная часть их владений вошла непосредственно в состав Иудейского царства. По условиям мира, весь народ обрезался и принял иудаизм. Менее, чем через сто лет после этого идумей Ирод Великий был назначен римлянами правителем этого государства, и его род впоследствии владел троном до превращения Иудеи в провинцию Сирия Палестинская.
Самаритяне, по всей видимости, были участниками древнееврейского союза племен. Но со временем вышли из его состава в связи с принятием различных версий священного писания. Были попытки вновь вернуть их в лоно иудаизма, но они так и не стали единым с евреями народом. В эпоху раннего средневековья они не раз поднимали восстания против византийцев, понесли большие потери, а после арабского завоевания стали крупными массами переходить в ислам. В таких условиях не было речи об ассимиляции, тем более, что сами евреи покинули свою родину на многие сотни лет. Но они были созданы после воссоздания государства Израиль в 1948-м году. И сейчас слиянию никто не препятствует, тем более, что это светское государство.
Христианская проповедь с разной степенью успешности велась в Индии, но имела больший успех среди малых народов, никогда не имевших своего государства. Так, на территории малонаселенного северо-востока страны были обращены в протестантство народности (или, скорее, племена) мизо, куки и чин. В середине прошлого столетия они пошли дальше и обратились в ортодоксальный иудаизм – натуральным образом, выписали себе из Израиля раввинов. В новую веру перешли лишь малые части этих народов – всего-то 7-10 тысяч человек, тогда как вместе их миллионов пять. Но, тем не менее, они репатриировались, считаются примерными израильтянами, служат в «ЦАХАЛе».
Хотя это звучит немного странно, но евреи ассимилировали некоторое количество русских. В течение 18-го века в Средней полосе сложились немногочисленные группы «духовного христианства». Не следует путать их со старообрядцами, это те люди, которых попросту перестала удовлетворять православная вера, никак не связанные с реформами патриарха Никона. Большинство стали искать правду в Ветхом завете, и некоторые зашли столь далеко, что стали правоверными иудеями и репатриировались в Израиль.