"Большая война" на Ближнем Востоке откладывается - но "отменить" ее совсем пока не получится.
Весь мир продолжает обсуждать эскалацию между Ираном и Израилем после того, как последний нанес авиаудар по дипломатической миссии Тегерана в Сирии. В результате погибли несколько генералов КСИР. После этого Иран нанес т.н. "удар возмездия", который на деле оказался не более, чем пробой пера. Более того - похоже, соратники аятоллы Хомейни вообще не хотели причинить своему извечному врагу серьезных повреждений - складывается впечатление, что это был своего рода "обмен любезностями".
Что происходит и каковы риски "большой войны" на Ближнем Востоке - разбирался корреспондент The Moscow Post.
Прежде всего, повторим прописную истину - атака посольства на чужой территории является "казус бели" - легитимной причиной для войны. Однако, этот удар никто из западных стран не оценил - более того, встал на сторону Израиля. Хотя это очевидное нарушение международного права.И это же сыграло на контекст удара Ирана по Израилю, произошедшего позавчера. С одной стороны, он вызвал осуждение и потрясание руками в западных столицах, с другой - на него посмотрели, фактически, сквозь пальцы, потому что повод для этого был более, чем серьезный.
В результате на Израиль обрушилась атака из более, чем 100 беспилотников и примерно такого же количества ракет.
Причем не только с территории Ирана (атака на Израиль впервые совершалась с официально контролируемой Тегераном территории!), но и Ливана, и еще ряда территорий, где действуют проиранские "прокси".
Как утверждают в Иране, атаке подверглись исключительно военные объекты. С другой стороны, практически все выпущенные снаряды были перехвачены. Для этого использовалась эшелонированная защита с участием союзников Тель-Авива, в первую очередь, США.
Немного неожиданно для наблюдателей из арабского мира было то, что на стороне Израиля фактически выступила Иордания, а Саудовская Аравия словно воды в рот набрала - а это ведь тоже арабское государство.
Таким образом, ситуация оказалась сильно не в пользу Ирана. Но сам удар выглядел всего лишь предупреждением - демонстрацией возможностей ракетного вооружения достигать границ Израиля.
Кроме того, он решал внутриполитические задачи: в Тегеране просто не могли не ответить на удар по своему диппредставительству, не вызывав возмущения собственных граждан. На фоне этого была развернута масштабная пропагандистская кампания, где рассказывалось о якобы высокой эффективности удара. Сама операция получила название "Выполненное обещание", как бы показывая иранцам, что за угрозами Тель-Авиву следуют и дела.