В Волгограде прошли масштабные учения в рамках Всероссийского совещания Авиационно-космической спасательной службы Росавиации. Местом учения стала площадка Воропоново, который одновременно является крупнейшим в регионе местом базирования сверхлегкой авиации (СЛА).
Спасли за считаные минуты
Учения развернулись на глазах у многочисленных экспертов и зрителей, прибывших на смотровую площадку. По легенде события, поисково-спасательная база приняла сигнал SОS от потерпевшего аварию легкомоторного самолёта. Как объяснили организаторы, отрабатывалось спасение именно в условиях труднодоступной местности с предельно сложным ландшафтом, где работа наземных поисково-спасательных групп невозможна, равно как и посадка спасательного вертолёта.
Осложнялось всё тем, что, согласно легенде, при аварии пилот получил серьёзные травмы, соответственно, на счету была каждая минута.
Для спасения пострадавшего в небо поднимается спасательный борт АН-26. С него двое опытных спасателей десантируются в сектор авиапроисшествия с парашютами. Они с предельной точностью приземляются на место аварии и сразу начинают оказывать условно пострадавшим первую медицинскую помощь.
Через считаные минуты в воздухе нарастает характерный рокот винтокрылой машины Ми-8. Точно зависнув над обозначенным местом, вертолёт сбрасывает трос, по которому на помощь к первой группе стремительно спускается дополнительная пара спасателей.
Они должны осторожно забрать в салон вертолёта уже подготовленного к транспортировке условного потерпевшего.
Кульминация операции спасения развивалась на глазах у наблюдателей. К месту прибытия вертолёта с потерпевшим на борту на предельной скорости подъехала спецмашина экстренной помощи Центра медицины катастроф. Потерпевшего за считаные секунды перемещают в карету спецмашины, та резко срывается с места. Учения успешно финишируют, все поставленные перед спасательными экипажами задачи выполнены.
Учения стали кульминацией методического общероссийского совещания служб авиационно-космического поиска и спасания. Оно проходило по планам Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в Волгограде с 8 по 12 апреля. В нём приняли участие руководители центрального аппарата Росавиации, а также поисково-спасательных служб различных регионов страны – от юга Краснодарского края до Дальнего Востока и Камчатки.
Подводя итоги учений 11 апреля, организаторы отметили, что все службы спасения – и воздушные, и наземные – сработали грамотно, ни допустив ни одной заминки или технической оплошности.
Над полями – СП-30
Грунтовый аэродром Воропоново, который стал ареной учений, расположен в Советском районе Волгограда, между железнодорожной станцией им. Максима Горького и посёлком Песчанка. У него богатейшая история.
Это первый гражданский аэродром Царицына, позже Сталинграда. Начиная с 1924 г. с него совершались регулярные рейсы в различные уголки страны. Во время Сталинградской битвы взлётное поле использовалось боевыми самолётами.
В наши дни аэродром действует, а его лётное поле активно используется ведущим аэроклубом региона – АСК «Дельта».
Эта компания – лидер авиахимработ с применением сверхлёгкой авиации (СЛА) не только в Волгоградской области, но и в других регионах.
При этом учения спасателей по программе мероприятия предваряли демонстрационные пролёты самолёта СП-30 под управлением опытнейшего пилота Константина Друхольского.
При манёврах он в точности имитировал обработку, если применять терминологию учений, «условных сельхозугодий».
Как пояснили зрителям, производство летательных аппаратов СП-30 было налажено на одном из предприятий Таганрога около 20 лет назад. Самолёт весом всего лишь в 495 кг незаменим при обработке посевов на сверхмалых высотах, вплоть до нескольких метров над землей.
В таком режиме пролёта над полями, или, как говорят аграрии, «гона», достигается максимальная точность обработки угодий.
– Широко применяемая сегодня в работе такой авиатехники технология ультрамалообъёмного монодисперсного опрыскивания посевов разработана нашими авиаторами совместно с научными сотрудниками ООО «НПО ПАНХ» из Краснодара, – рассказывает заместитель президента Объединённой федерации сверхлёгкой авиации России (ОФСЛА), гендиректор ООО «АСК «Дельта» Алексей Кобызев. – Речь идёт об опрыскивании с регулируемым размером мельчайших капель. При обработке они словно накрывают каждое растение взвесью из микроскопических частиц аэрозоля. Расход рабочей жидкости на гектар посевов не превышает трёх-четырех литров – в десятки раз меньше, чем в практиковавших ранее технологиях авиаработ или наземного опрыскивания методом сплошного дождевания. При этом если работать по полям исключительно наземной техникой, не менее 7% посевов можно сразу же вычесть – они уничтожаются колёсами опрыскивающей техники. Самолёты и другие используемые нами в авиахимработах летательные аппараты ни на почву, ни на посевы негативно не воздействуют вовсе.
Обработка с воздуха – это выгодно
По данным федерации ОФСЛА, в наши дни в регионе авиационным способом вносится более 65% инсектицидов, 35% гербицидов, 90% десикантов. Только по Волгоградской области сельхозавиация обеспечивает сохранение до 20% урожая на площади более 1 млн гектаров. Весьма высоки и показатели производительности выполнения защитных работ с воздуха, особенно против саранчи и других массовых вредителей, таких как клоп-черепашка, луговой мотылёк и т. д.
Высокий экономический эффект применения сверхлёгких воздушных судов достигается снижением сопутствующих затрат у хозяйств, невысокой стоимостью авиационных работ, снижением расходов на закупку препаратов, коротким периодом обработки посевов. Экологическая безопасность достигается за счёт применения современных препаратов и уменьшения нормы их внесения.
По информации самих авиаторов, все последние годы Волгоградская область остаётся признанным лидером в стране по применению сверхлёгкой авиации (СЛА) в агропромышленном комплексе. На территории региона постоянно находятся около 80 самолётов и летательных аппаратов подобного типа. Треть от этого количества приходится именно на техническую базу вблизи аэропорта Воропоново.
В последние годы волгоградским аграриям удалось добиться без преувеличения впечатляющих результатов в растениеводстве. Урожай зерновых стабильно составляет свыше 5 млн тонн (в 2023 г. – 6,3 млн тонн), средняя урожайность – порядка 30 ц/га. Область прочно держится в десятке лидеров по объёмам сельхозпроизводства в стране, и за этими достижениями стоят в том числе и заслуги современной сельхозавиации.
Сельхозавиация к сезону готова
В волгоградском Центре малой авиации вблизи аэродрома Воропоново к предстоящему агросезону подготовлено 24 летательных аппарата, из которых шесть дельталётов и 18 самолётов на базе отечественных СП-30.
– Наша компания готова предоставить для выполнения авиационно-химических работ в 2024 году необходимое количество воздушных судов, соответствующих установленным требованиям, – сообщил руководитель коммерческой службы ООО «Спектр» Влад Сущенко. – Заявки на обработку посевов со стороны сельхозтоваропроизводителей уже активно к нам поступают. Мы вошли в рабочий сезон авиаработ.
Реклама. ООО «Спектр»