Найти тему
Москвич Mag

В «Предчувствии» Леа Сейду ждет несчастья, которое вот-вот случится (или нет)

Бертран Бонелло больше всего известен за пределами Франции как автор вышедшего десять лет назад байопика «Сен-Лоран. Стиль — это я», вполне в смысле жанра, кстати, традиционного и доступного по мысли любому зрителю. Его новый фильм «Предчувствие» (в кинотеатрах с 4 апреля) совсем другой зверь (в оригинале картина называется La bete — «Зверь»), хотя бы потому что действие происходит в трех разных эпохах, так что перед нами многозначительный авторский сайенс-фикшн.

Плюсы:

— Леа Сейду играет трех героинь с одним и тем же именем Габриэль Монье (или она просто трижды реинкарнируется?) в Париже во время наводнения 1910 года, когда из берегов вышла Сена, в Калифорнии 2014-го во время самого сильного землетрясения в этом веке и снова в Париже, но уже в будущем, в 2044-м. Ее героиня из начала прошлого века — известная пианистка, исполняющая додекафонические произведения Шенберга — встречает на приеме молодого человека Луи (Джордж Маккей), который напоминает ей, что они как-то уже встречались в Неаполе и она ему тогда призналась, что испытывает постоянный страх перед еще не случившимся несчастьем. Страх перед неизбежной, как ей кажется, катастрофой, парализует волю и мешает ей совершать поступки, которые, возможно, и повлекут за собой это самое несчастье — например, несмотря на тягу к Луи, она не спешит заводить с ним роман, хотя и пишет мужу, изготовителю кукол, письмо о том, что им пора расстаться. Идею этой новеллы Бонелло взял из рассказа Генри Джеймса «Зверь в чаще», написанного как раз в начале прошлого века — там герой-мужчина испытывал такой же выходящий за рамки нормы страх перед будущим;

— Бонелло развивает эту идею дальше. В 2014-м Габриэль — начинающая актриса и модель, а Луи — обозленный 30-летний инцел-девственник, задумавший мстить женщинам, которые не отвечают на его неуклюжие ухаживания. И если наводнение в Париже 1910-го важный факт в предыдущей новелле, то здесь Габриэль и Луи знакомятся в день, когда произошло сильнейшее в этом веке землетрясение, затронувшее разлом Сан-Андреас. «Он может любить только во сне, но не в реальной жизни», — предупреждает Габриэль гадалка, намекая на преемственность проклятия, которое будет преследовать ее на протяжении всех трех показанных нам жизней;

— в 2044-м чувства мешают Габриэль найти работу, которая бы ее устроила, и она соглашается на процедуру исправления ДНК. К ее сожалению (или облегчению?), она относится к 0,7% населения, в отношении которого новая технология не работает, и чувства остаются при ней. Как раз в это время с ней снова в клубе заговаривает Луи из прошлых жизней;

— если персонаж Джорджа Маккея постоянно меняется, от робкого ухажера до агрессивного маньяка, героиня Леи Сейду остается примерно одинаковой, как будто действительно наследуя черты себя из прежней инкарнации. Сейду играет своих героинь (которые суть один и тот же человек?) с почти непроницаемым лицом — в одной сцене из первой новеллы она даже застывает в позе куклы, чтобы показать Луи, как их производят. Сейду так долго «держит» бесстрастное пустое выражение лица, что в какой-то момент становится страшно, не превратилась ли она в куклу сама. Тема искусственного, заменяющего человеческое, вообще проходит через весь фильм. Если в 1910-м речь идет о промышленной революции, то в 2014-м режиссер рекламы просит модель Габриэль разыграть сценку на фоне зеленого экрана — спецэффекты к ее героине добавят позже. Это очень странное, почти стыдное зрелище — смотреть, как актриса в одиночку играет с воображаемыми партнерами. Бонелло как режиссер не скрывает презрения к этому «прогрессу». В 2044-м, конечно, технологии занимают еще больше места в жизни человека, помогая ему избавиться от мешающих атавизмов вроде эмоций и даже пытаясь заменить ему друзей — в этой роли выступает куклоробот Келли (ее играет Гуслаги Маланда, к счастью, пока актриса из плоти и крови);

— Бонелло через весь фильм протягивает мысль о том, что Луи предназначен Габриэль, но предназначен в том смысле, что она должна его не обрести, а потерять — очень интересное заявление для режиссера из Франции, чье кино знаменито любовными историями. В каком-то смысле «Предчувствие» могло бы называться как другой фильм, снятый Андреем Звягинцевым — «Нелюбовь»;

— неожиданное и смешное появление автора подкаста «Красная угроза» Даши Некрасовой в роли модели Дакоты, коллеги Габриэль во второй новелле;

— в каком-то смысле, наверное, Бонелло в своей истории о страхе перед «зверем», которого нет, проводит аналогию с кино — оно тоже манит или пугает нас несуществующими ужасами.

Минус:

— зрители, которые не любят длинные фильмы, не обрадуются, узнав, что «Предчувствие» длится 2 часа 26 минут. Конечно, оно как три фильма в одном, но все же это не самое динамичное кино, чтобы ни разу не заскучать.

Фото: Capella Film